Главная » ВиО » Священное Предание » Среда 6-й седмицы по Пасхе
 
Среда 6-й седмицы по Пасхе  

Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня

Литургия (Ин 12: 36–47)

 

Дорогие братья и сестры! Наверное, нам с вами надо молиться о том, чтобы наша вера была не вычитанным из книг знанием, а живым чувством и живым, естественным, пришедшим в наше «я», в наше нутро, знанием о том, что Христос, действительно, делает нас другими, действительно, преображает нашу жизнь и открывает перед нашими глазами абсолютно новый мир. Но, в самом деле, в сегодняшнем Евангелии это тоже предельно ясно. Это очень трудно – пережить настоящее христианство. Как от него, от этого исцеленного слепого, отворачиваются люди, как его пытаются толкать на какие-то заявления о том, что этот Человек – грешник! Так и с нами, когда мы действительно становимся христианами, начинают происходить вещи сложные, трудные.


Христианство – это трудно. И совершенно естественно, что технократическая цивилизация XVIII, XIX и XX веков всё-таки предложила в виде такого секулярного общества и секулярной культуры – альтернативу христианству. Потому что так жить легче – вне Бога. Вне евангельской вести о Боге жить много проще, по-земному гораздо надежнее. Поэтому мы не должны упрекать мыслителей и, главное, саму жизнь последних веков, что она предложила христианству эту светскую альтернативу. Это совершенно естественно.

Более того, мне кажется, что это, действительно, чудо, что в таких условиях технократической цивилизации всё-таки остаются в нашем мире настоящие христиане, такие, как были в I веке, в апостольские времена, а потом – во II, в III, V, VIII, в XII веках. Вот это мне кажется, действительно, чудом, что есть и в наше время подлинные христиане. И тут становится ясно, что никакая технология на самом деле не может «победить» Бога. Я думаю, что мы должны над этим как-то серьезно задумываться.

Один из таких настоящих христиан сегодня находится в Москве. Это Жан Ванье. И я напоминаю, что завтра в Пироговской школе, в 5 часов вечера, будет с ним встреча для тех, кто этого захочет. Мне кажется, что очень важно этой возможностью воспользоваться. Другое дело, что очень часто всё и кончается встречей. Вы знаете, на встречи с Жаном Ванье приходят тысячи людей, а когда дело доходит до какой-то ежедневной жизни в общине «Вера и свет», тут оказываются уже единицы. Я не хочу делать никаких выводов, но всё-таки наше христианство познаётся через что-то реальное, а не через то, сколько грехов мы рассказываем на исповеди, или через то, сколько поклонов мы положим. Вот об этом тоже нужно хотя бы немножко думать для того, чтобы было что-то абсолютно реальное в нашей жизни, что делает нас христианами, а не просто только одни высокие мысли. Потому что высокие мысли могут всех без исключения людей посещать, а такое простое, что является действительно христианством, – это всё-таки очень трудная дорога.

Меня, на самом деле, огорчает, что сегодня средства массовой информации предлагают такой упрощенный вариант христианства. Выходит, что достаточно повязать платочек, достаточно не есть мясного и молочного в течение семи недель Великого поста, достаточно на ближайшем переходе в метро купить молитвослов и акафистник, и всё – ты уже «христианин», ты уже «православный человек». На самом деле, конечно, всё это не так. Часто люди на исповеди жалуются, что ничего не получается, что всё трудно, что всё валится из рук, что ходишь по кругу и т.д.

Друзья мои, ведь это же абсолютно естественно, и часто десятилетиями ничего не получается, чтобы потом всё-таки вышло в конце концов. Скажу, что всё настоящее дается работой, дается трудом. А сразу, вот так просто, ничего настоящего не происходит. Поэтому не надо никогда бояться никаких трудностей и сложных периодов в жизни, не надо никогда бояться срывов каких-либо и т.д. Потому что подлинное, настоящее созидается, как строили средневековые соборы, – веками. Что там можно построить за три месяца или за полгода? Только многоэтажку, которую потом, через сорок лет, обрекут на разрушение, как сейчас разрушают московские пятиэтажки. Но они, конечно, сыграли огромную роль, и все мы им бесконечно благодарны, потому что люди, благодаря этим пятиэтажкам, вышли из подвалов и коммуналок. Так что это сравнение, как и всякое, хромает. Но всё-таки эти пятиэтажки оказались очень недолговечными. Вот Нотр-Дам, или Кёльнский собор, или Успенский собор во Владимире, стоят, и сколько еще будут стоять! Но, понимаете, эти соборы строились веками.

Мы тоже создаем себя упорным трудом, и не сразу это происходит. Поэтому не будем отчаиваться, когда нас постигают трудности, как нам кажется сегодня – испытания. Потом пройдет пять, семь, восемь лет и окажется, что эти испытания не такие трудные, как нам представляется сегодня. Будем стараться не разрывать той связи с Богом, которая всё-таки только тогда есть у нас, когда мы трудимся, когда мы не оставляем ежедневной работы, которая, разумеется, нас утомляет, но другого пути к Богу нет! И не будем забывать об этом. Будем знать, что когда мы идем по трудной дороге, в конце концов, нас ждет тот момент, который пережил слепой в сегодняшнем Евангелии, – момент встречи со Христом, бесконечно радостной, но опять-таки вызывающей к жизни нового уровня трудности. Но если нет трудностей, то нет и жизни.

Иерей отец Георгий Чистяков


Евангелие святого апостола Иоанна, глава 12, стихи 36 - 47:


36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.
46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я 
 

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна (Ин. 12:36-47) 


Ин.12:36. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света.

Итак, пока Свет с вами, ходите, то есть веруйте в Меня. О каком времени Он говорит здесь? Говорит о времени до страданий или о времени после страданий, или о том и о другом Месте. Итак, говорит, ходите и веруйте в Меня и прежде Моего распятия, и после оного. На это Он указывает словами «доколе Свет с вами», то есть доколе можете веровать в Меня; веровать же в Меня, который есмь Свет, вы можете и прежде страданий, и после оных. А кто ходит в неверии, тот не знает, куда идет. Ибо чего ни делают теперь иудеи, и, однако же, не знают, что делают, но ходят как бы во тьме; думают, что идут по прямому пути, но все у них выходит напротив, когда они соблюдают субботу и обрезание. Но не так поступают те, кои уверовали. Они ходят во свете, делая все, что относится до спасения. Ибо тени закона и тьмы гаданий они избежали и пришли к свету, сокрывавшемуся в них, но теперь воссиявшему, и сделались сынами Света, то есть Христа. «Да будете, – говорит, – сынами Света», то есть Моими сынами. Хотя евангелист в начале Евангелия говорит, что некоторые рождены от Бога (Ин.1:13), но здесь называет их сынами Света, то есть Христа. Да постыдятся Арий и Евномий. Ибо и здесь показывается, что у Отца и Сына одно действие.

Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

Для чего Господь скрылся от них? Теперь не подняли на Него камней и не сказали никакой хулы, как было прежде. Зачем же Он скрылся? Хотя они и ничего не говорили, но, проникая в сердца их, Он видел, что ярость их усиливается. Чтоб укротить их ненависть, Он и скрывается.

Ин.12:37. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,

Что они не веровали, а досадовали, на это и евангелист указал, когда сказал «столько чудес сотворил Он, и они не веровали в Него». А, конечно, дело немалой злобы – не веровать стольким чудесам. «Столько, – говорит, – чудес, о которых он умолчал».

Итак. Иисус скрылся для того, чтобы утишить их злобу, а вместе и для того, чтобы дать им время и спокойствие так, чтобы они, успокоившись, обсудили Его слова и дела. Ибо в таком случае, если бы захотели, они могли бы дойти до уразумения Его достоинства – Божества. Хотя Он и вперед знал их неверие, однако же, что зависело от Него Самого, Он делал и допускал, давая им, как сказано, время для обсуждения.

Ин.12:38. Да сбудется слово Исаии пророка:

В словах «неверовали в Него, да сбудется слово Исаии» заключается не причина, а событие. Ибо они не веровали во Христа не потому, что Исаия предсказал об них, но пророк предсказал об них потому, что они не будут веровать.

Господи! кто поверил слышанному от нас?

Вникнем и в слова Исаии «Господи! кто верова слуху нашему?» (Ис.53:1). Это – то же, что никто не поверил. Ибо слово «кто» во многих местах Писания употребляется вместо «никто». Пророк сказал это как бы от лица Христа. Христос как бы так говорит Отцу: «Господи! кто поверил слуху Нашему?», то есть никто не поверил Нашему слову и Моей проповеди, которую Он назвал «слухом». Ибо говорит: «Что Я слышал от Отца Моего, то и говорю» (Ин.8:26).

и кому открылась мышца Господня?

«И мышца Господня кому открылась?» – то есть сильное действие чудес, которое назвал «мышцею», не открылось никому из неразумных иудеев, но они клевещут на Меня и тогда, как Я творю столько чудес.

Ин.12:39. Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,

Та же мысль выражается и в словах «потому не могли они веровать, что Исаия еще сказал о них». Всем этим Он хочет подтвердить то, что Писание не ложно и что пророчество Исаии сбылось не иначе, как он предсказывал.

Чтобы кто-нибудь не стал говорить и недоумевать, зачем же и пришел Христос, если знал, что иудеи не будут веровать в Него, для этого евангелист и приводит пророков, предвозвещавших об этом. Христос же, хотя знал об их неверии, однако, пришел, чтобы они не имели извинения во грехе своем и не могли сказать, что мы поверили бы, если бы Он пришел.

Слова «не могли веровать» означают то же, что «не хотели». Ибо злой и лукавый человек, доколе остается таким, то есть избирает злое, не может веровать.

Ин.12:40. Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их (Ис.6:10).

Когда же слышишь, что Бог ослепил глаза их и окаменил сердце их, не думай, что Он просто одних делает добрыми, а других злыми (прочь такая мысль!), но под совершенным ослеплением разумей оставление от Бога.

Объясню примером. Положим, что кто-нибудь умерен в злобе. Бог, по-видимому, есть с ним, потому что есть надежда, что такой человек обратится. Когда же человек погрузится в глубину злобы, тогда Бог оставляет его по причине злого его произволения. О человеке, лишившемся Божественного света и ходящем во тьме греха, говорится, что он ходит, как слепой; отсутствие Божественного слова, умягчающего сердца тех, кои принимают оное, – окаменением сердца. Ослеплен уже тот, кто совершенно не принимает луча Божественного света, и окаменен тот, кто не хочет слушать учения, умягчающего сердце, и удаление Божие совершенно ослепляет и помрачает его. Итак, когда слышишь, что Бог ослепляет, то понимай так, что ослепляет потому, что не присущ. Ибо, если бы Бог был присущ человеку, человек не сделался бы слеп. Если бы было солнце, не было бы тьмы. А ныне солнце производит ночь. Каким же образом? Когда заходит. Так и Бог делает людей слепыми, удаляясь от них. Удаляется же от них по причине их злобы, и оттоле они, как слепые, грешат безвозвратно и падают неисправимо.

Ин.12:41. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

«Сие сказал Исаия, когда видел славу Его». Кого? Сына. Хотя пророк, судя по связи речи, видел, кажется, славу Отца, но евангелист говорит здесь, что Исаия видел славу Сына, а апостол Павел говорит, что он видел славу Духа (Деян.28:25). Истинно едина слава Святой Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа.

«Исаия, – говорит, – видел славу»: дым, который ему представился, серафимов, угли, жертвенник, престол (Ис.6:1–7). Итак, Исаия увидел эту славу и сказал о Нем, то есть о Сыне. Что же сказал о Нем? То, что выше сказано, что ослепил глаза их и ожесточил сердца их.

Ин.12:42. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги,

Евангелист замечает, что многие и из начальников уверовали в Него, показывая, что фарисеи солгали и в том, когда сказали: «Уверовал ли в Него кто из начальников?» (Ин.7:48). Ибо вот многие и из начальников уверовали, но ради фарисеев не исповедовали.

Ин.12:43. Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

«Ибо возлюбили славу человеческую». Об этом Христос и прежде говорил им: «Как вы можете веровать, когда от людей принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин.5:44) Итак, евангелист показывает, что с ними случилось то, что предсказывал им Христос. Подлинно, они были не начальники, а рабы, и рабы самые низкие. Отселе же научаемся, что кто любит славу, тот раб и бесчестен.

Ин.12:44. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

Иисус, уступая ярости иудеев, на время скрылся, а потом снова является и взывает открыто. Показывая же, что Он Сам равен Отцу и не противник Богу, говорит: «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня», говоря как бы так: «Что боитесь вы уверовать в Меня? Вера в Меня восходит к Отцу Моему».

Примечай и точность в словах. Господь не сказал «верующий Мне», но – «верующий в Меня», что означает веру в Бога. Ибо иное – верить кому-нибудь, и иное – веровать в кого-нибудь. Если кто верит кому-нибудь, это можно понимать так, что верит справедливости слов его, а кто верует в Него, – как Бога. Посему можно сказать «верит апостолам»; но «веровать в апостолов» нельзя сказать. Посему Господь не сказал «верующий Мне». Ибо и Павел, и Петр могли сказать «верующий мне». И евреям поставлялось в укоризну, что они не веровали Моисею (Ин.5:46). Но Он сказал больше – «верующий в Меня», чем показывает, что Сам Он есть Бог, как и ученикам говорит: «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин.14:1). Посему, кто верует в Него, возводит веру свою к Отцу, и не верующий Ему не верует Отцу.

Ин.12:45. И видящий Меня видит Пославшего Меня.

Ужели видящий телесные черты? Нет. Ибо Отец – не тело, чтобы можно было сказать, что видящий телесно Христа видит и Отца, но под видением разумей, прошу тебя, созерцание умственное. Господь говорит как бы так: «Кто созерцанием ума обнял существо Мое, насколько возможно человеку, тот обнял и существо Отца. Кто Меня признал Богом, тот, без сомнения, признает и Отца. Ибо Я – Образ Отца.»

Всем этим показывается единосущие Отца и Сына. Страждущие арианством пусть слышат, что верующий в Сына верует не в Него, но в Отца, так что или и Отец есть тварь, или и Сын – не тварь. Как если бы кто-нибудь сказал, что черпающий воду из реки берет ее не из реки, а из источника, так и верующий в Сына верует не в Сына – реку (ибо Сын не иного существа с Отцом и не имеет чего-нибудь отличного от Отца), но верует в источник добра, то есть Отца.

Ин.12:46. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

Опять и этими словами показывает Свое единосущие с Отцом. Ибо как Отец везде в Писании называется Светом, то и Он о Самом Себе говорит: «Я свет пришел в мир». Посему и апостол Павел называет Его Сиянием (Евр.1:3), показывая тем, что ничего нет посредствующего между Отцом и Сыном, но Отец и Сын вместе, как вместе свет и сияние. Итак, и Сын есть Свет, поколику избавляет от заблуждения и рассеивает умственный мрак, и потому, что как свет со своим явлением становится видим сам и показывает прочие видимые предметы, так и Сын, пришедши и явившись к нам, дал познание о Себе Самом и об Отце, и сердца тех, кои приняли Его, просветил всяким познанием.

Ин.12:47. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

«Если, – говорит, – кто услышит Меня и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир». Смысл сих слов такой: «Не Я виновен в осуждении человека неверующего, ибо Я не за этим преимущественно пришел, но случилось это по последствию. Я пришел спасти и для этого учил. Если же кто не верует, то не Я причина его осуждения, но он сам на себя навлек оное.»


 

 Деяния святых апостолов, Глава 18, стихи 22 - 28:


22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.



Толкование на Деян. 18:22-28 профессора Александра Павловича Лопухина

Деян.18:22. Побывав в Кесарии, он при­ходил в Иерусалим, при­вет­с­т­во­вал церковь и отошел в Антиохию.

«Побывав в Кесарии», так называемой Стратоновой, приморском городе Палестины, где апостол высадился после переезда через море.

Кратковременное пребывание Павла в Иерусалиме, без указания на особенную какую-либо деятельность его в этом городе, объясняется, вероятно, осторожным опасением его, как бы не возбудить излишнего раздражения иудеев, могущего расстроить его дальнейшие планы, как случилось в следующее посещение им Иерусалима (Деян.21и дал.). Посему, боясь не смерти и страданий за Христа, а лишения возможности проповедать Слово Божие, он спешит в новое путешествие в языческие страны (Деян.18и д.).

Апостол направляется прежде всего в «Антиохию» Сирийскую (см. Деян.11:19).«Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании» (Златоуст).

Деян.18:23. И, про­ведя там несколько време­ни, вышел, и про­ходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех уче­ников.

Отправился – начало третьего апостольского путешествия Павла.

«Утверждая всех учеников» – т. е. в вере и христианской жизни, что и было целью посещения этих стран и основанных в них обществ (ср. Деян.14:21–22, 16:6). О посещении апостолом других малоазийских общин не говорится или по краткости речи, или потому, что апостол и не был в них на сей раз. Не упоминается и о спутниках Павла, хотя из дальнейшего видно, что с ним были Тимофей и Epacт (Деян.19:22).

Деян.18:24. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александ­рии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, при­шел в Ефес.

«Аполлос» – сокращенное имя из Аполлониос. Аполлоний – был сильный деятель по насаждению христианства в Коринфе (см. 1 Кор.), почему дееписатель и отмечает его особым вниманием.

«Иудей из Александрии» (Египетской), бывшей центром не только обширной торговли, но и высшего развития иудейско-еллинской образованности, представителем которой тогда был знаменитый иудей Филон.

Деян.18:25. Он был наставлен в начатках пути Го­с­по­дня и, горя духом, говорил и учил о Го­с­по­де правильно, зная только креще­ние Иоан­ново.

Ученый и красноречивый, сведущий в книгах Свящ. Писания, убежденный и пламенный проповедник, Аполлос обещал особенный успех. «Вот и ученые мужи начинают проповедовать!… Видишь ли успех проповеди!» – восклицает по сему случаю Златоуст.

«В начатках пути Господня», т. е. учения и жизни соответственно заповедям Господа (ср. Деян.9:2).

«В начатках», т. е. не вполне, так что Аполлос нуждался еще в точнейшем объяснении этого пути Господня (Деян.18:26), что и сделано дальше (Деян.18:26).

«Зная только крещение Иоанново…», как и ученики ефесские, упоминаемые далее (Деян.19:2–3). Такая неполнота знания и учения Аполлоса о Христе, конечно, не была неправильностию знания и учения, почему и не препятствовала Аполлосу, «горя духом» (Рим.12:11), говорить и учить о Господе правильно, хотя и неполно.

Получив более полное и обстоятельное познание об учении и делах и лице Господа Иисуса от Акилы и Прискиллы и приняв крещение во имя Господа Иисуса и благодать Св. Духа (св. Златоуст), Аполлос выступает в Ахаии уже облагодатствованным проповедником (Деян.18:27).

Деян.18:27. А когда он воз­намерил­ся идти в Ахаию, то братия по­слали к тамошним уче­никам, располагая их при­нять его; и он, при­быв туда, много содей­с­т­во­вал уверовав­шим бла­го­датью,

Деян.18:28. ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

Благотворная деятельность Аполлоса в Ахаии прекрасно охарактеризована Ап. Павлом в 1Кор.3:6: «я насаждал, Аполлос поливал…» «В том, что он опровергал «всенародно», являлось его дерзновение; в том, что твердо, открывалась сила; в том, что доказывал Божественными Писаниями, выражалась опытность; ибо и дерзновение само по себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, и сила – без дерзновения» (Златоуст). Впоследствии Аполлос был епископом в Смирне (в Малой Азии) пред известным Поликарпом (Чет.-Мин. Янв. 4).


 

Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6‑й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Верующий в Меня не в Меня верует, 

но в Пославшего Меня.

(Ин. 12, 44)


Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!


В Евангельском чтении, прозвучавшем сегодня, евангелист Иоанн Богослов как бы подводит итог проповеди Господа нашего Иисуса Христа среди иудейского народа (см.: Ин. 12, 36–47). Итог этот поражает и удивляет: такое впечатление, что Господь общался исключительно со слепыми и глухими людьми. Ведь сколько потрясающих чудесных событий совершилось перед их глазами, сколько мудрых, вдохновенных слов они слышали, но ничто не смогло поколебать их духовного забытья. После всего случившегося слишком мало оказалось среди иудеев действительно верующих во Христа. Чем можно объяснить этот факт?

Святой евангелист Иоанн видит здесь совершение пророчества ветхозаветного пророка Исаии и осуществление угрозы Божией избранному народу. Сколько чудес совершил Иисус Христос перед ними, и они не веровали в Него. Разве не сбылись некогда произнесенные пророческие слова: Господи!кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? (Ис. 53,1). Да, люди, слушавшие и видевшие Господа нашего Иисуса Христа, так и не решились поверить в Него как в Сына Божия, так и не сумели распознать Его Божественное достоинство. Евангелист Иоанн конкретно называет причины такого положения вещей, ибо по пророчеству Исаии: …народ сем ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

Возродить к духовной жизни, исцелить от духовной спячки способен только Господь, только истинная вера христианская, которая может преобразить и обновить душу любого человека. Для Бога нет ничего невозможного, но и человек сам должен захотеть духовно возродиться, возжелать этого всем сердцем, всем существом своим. Что же мы видим здесь, братья и сестры? Видим народ, который, в общем-то, уже очень давно ожидает прихода Мессии. Но как ожидает? С точки зрения человеческой — вот придет Мессия и спасет нас от всякого порабощения, как сильный и единовластный царь, покорит все другие народы, а нам обеспечит желанную свободу. Верующие в Мессию иудеи упорно не хотели признавать и не желали понять своей духовной немощи, в которой они пребывали по причине многочисленных грехов. Да, они ждали Мессию, но Он был им нужен не как духовный исцелитель и Спаситель, а как правитель, отстаивающий на земле их интересы. В этом-то и заключалась главная трагедия иудейского народа — в непонимании самого дела спасения. Так разве, учитывая все это, могли они поверить в Иисуса Христа, не стремящегося ни к царству, ни к славе?

И пророчество Исаии, о котором говорит евангелист Иоанн, относится именно к Иисусу Христу: Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

Пророчество Исаии в этом случае имеет особое значение, так как является свидетельством того, что пророк видел славу Бога и, естественно, определил Божественное происхождение Сына Божия, Логоса, всегда пребывающего с Богом. Только духовная слепота помешала иудеям осознать это, узреть воочию исполнение ветхозаветных пророчеств.

Однако невозможно сказать, что проповедь и деяния Христа были вовсе напрасны. Проповедь Сына Божия не прошла безрезультатно. Ведь, как мы знаем, за Ним пошло много преданных учеников, подхвативших идею благовестия и не убоявшихся трудностей и испытаний. И простые, не искушенные гордыней и человеческим тщеславием, люди в большинстве своем верили Господу. Более того, как свидетельствует евангелист: …и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не ис-поведывали, чтобы не быть отлученными от синагоги. Вспомним, к примеру, Никодима и Иосифа Аримафейского. Они ведь тоже были учениками Христа, но скрывали это от других людей. Однако были и другие, которые хорошо понимали, Кем является Господь наш Иисус Христос, но не последовали за Ним по той лишь причине, что оставались слишком земными, и, по словам Святого Евангелия, возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

Разве Сыну Божию, страдающему за род человеческий, не больно было осознавать все это?! Ведь по Своему человеческому существу Господь испытывал не только физические муки, но и душевные переживания. Душа Его разрывалась и разрывается оттого, что люди земное предпочитают небесному, грехами оскверняют себя, упорным отрицанием, неверием или маловерием отдаляются от Бога.

Мы с вами, братья и сестры, слышали сегодня слова Господа, обращенные не только к иудейскому народу, но и к каждому из нас: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Господь наш Иисус Христос принес в мир свет истинной веры, открыл его людям для того, чтобы уверовавшие отныне не пребывали в греховной тьме. Этими словами Спаситель еще раз открыто показывает Свое Божественное достоинство и силу, то, что Он Сам во всем равен Отцу Небесному.

Обратите внимание, Господь говорит: верующий в Меня, но не: верующий Мне. Можно верить кому-то, верить в справедливость слов и высказываний, но веровать можно только в Бога. Понять это просто. Наверное, у каждого из вас, братья и сестры, есть духовные отцы, священники, которые окормляют вас на пути спасения. Вы им верите? Конечно, верите, слушаете их советы, поступаете так, как они вам рекомендуют. Верить духовному отцу можно, но веровать в духовного отца нельзя, верим мы только в Бога. То же можно сказать и про апостолов, которым мы верим, верим всему тому, что донесли до нас евангелисты словами Святого Евангелия, но мы веруем не в апостолов. Вера наша истинна, вера — в Бога во Святой Троице поклоняемого и славимого, Отца и Сына и Святого Духа.

В другом месте Евангелия говорится о том, что Господь наш Иисус Христос призывает учеников Своих: Веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14,1). Сегодня Он говорит гораздо больше и определеннее: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. Это значит, что, кто верует в Сына Божия, веру свою возводит и к Отцу Небесному. Если же нет в сердце и душе веры в Иисуса Христа, то нет веры и в Бога вообще. Вот такое очень важное заключение!

Рассмотрим дальше: И видящий Меня видит Пославшего Меня. Стоит ли это понимать, что видящий телесно Господа может видеть телесно Бога? Нет, конечно. Понимать здесь надо не буквально, а духовно, образно. Сын Божий есть образ Отца, Сын — Единосущен Отцу. Кто душой своей познал Сына, верою и умственным созерцанием сумел увидеть Его, тому открылся и Отец Небесный во всей полноте Своей любви. Потому что Господь наш Иисус Христос, придя в наш мир, просветил людей познанием не только о Самом Себе, но и об Отце Небесном.

И в конце сегодняшнего Евангельского отрывка прозвучали слова, которые тоже не должны остаться без нашего внимания: И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Смысл сказанного Господом заключается в том, что Иисус Христос не повинен в осуждении неверующих людей, ведь Он пришел спасти, а не наказывать. Ради спасения человечества при земной жизни Господа совершались все эти удивительные чудеса. Ради вразумления людей проповедовал Божественный Учитель, раскрывал Истину, учил и просвещал умы человеческие. И не Господь, не учение Его послужили причиной осуждения тех, кто не понял и не поверил. Когда придет время предстать пред Судом Божиим, каждый ответит по делам и грехам своим.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! У каждого из нас свой крест в этой жизни. Слагается он из того, что терзает нас и отягощает на пути ко Господу во все дни бытия. Это и немощи нашего естества, и болезни, и труды, и неприятности житейские. Это — и наши обязанности, нелегкое иго долга, которое мы несем перед обществом и нашими ближними. Никто не избавлен от житейского креста, только одни смиренно несут его себе во спасение, а другие, пытаясь скинуть тяжкий груз, обрекают себя на погибель, уязвляясь собственным невниманием к Божественной благости и Промыслу Божиему. Господь призывал: кто хочет идти за Мною, от-вергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Поверив в Господа нашего Иисуса Христа, возлюбив Его всем сердцем и душою, решив идти за Ним, невозможно следовать за Сыном Божиим без своего креста, без всех тех тягот и скор-бей, неудобств и нестроений, которые встречаются нам на пути добросовестного исполнения заповедей Господних, на пути спасения.

Проповедью и земной жизнью Своей, донесенной до нас словами Святого Евангелия, Спаситель пробуждает нас от духовной лености, делает способными различать свои грехи, верить, видеть и рассуждать. Преподобный Нил Синайский поучает: «Желай, чтобы дела твои устраивались не так, как тебе представляется, но как угодно Богу».

Если в сердца наши вселится искренняя и пламенная любовь к Господу, то никакие богатства и блага мира не смогут отлучить нас от этой любви. Будем же помнить также слова святителя Григория Нисского: «Время для любви к Богу — вся жизнь.» Аминь.

Христос воскресе!

Слово в среду 6‑й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

О ревностном служении Богу.

Он был наставлен в начатках пути Господня и,

 горя духом, говорил и учил о Господе правильно…

(Деян. 18, 25)


Rembrandt - The Apostle Paul - (detail), c.1657Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!


Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян. 18, 22–28) повествует нам о путях благовестия апостола Павла и его ближайших учеников. Мы слышали о том, что Павел, побыв в Кесарии, приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.

Кесария, в которой пребывал апостол, являлась приморским городом Палестины. Именно сюда высадился Павел после переезда через море. Очевидно, в Кесарии верный воин Христов подвизался в проповеднических трудах и благовестии Святого Евангелия. Затем он отправился в Иерусалим, но, судя по описанию, пребывал там недолго, не проявляя особой апостольской деятельности из опасения возбудить и без того сильно раздраженных на него иудеев. Апостол не боялся пострадать за Христа и даже принять мученическую кончину. Он уже много претерпел в жизни и еще был готов претерпеть. Но Павел знал, что впереди его ждало очень важное поприще проповеди слова Божия. Апостол собирался отправиться в новое путешествие в языческие страны, дабы многих людей, ищущих Божественную истину, обратить к Господу. Вот почему здесь, в Иерусалиме, он не имел права вызывать на себя огонь иудейского негодования и злобы, не мог рисковать во имя будущего.

Но Павел, как духовный наставник, не планировал покинуть Иерусалим просто так, без общения с любимыми собратьями во Христе. Как пишет апостол Лука, он приветствовал церковь, укрепил дорогих его сердцу людей в вере и благочестии и только после этого отошел в Антиохию.

Апостол направлялся в Антиохию Сирскую. Павел очень любил этот город, в котором много трудился во благо Церкви Христовой. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Он питал к этому городу особенную любовь — это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании».

В Антиохии апостол Павел пробыл, как свидетельствует автор Деяний, несколько времени. Вероятно, данного срока было достаточно, чтобы проповедать учение Христово, поддержать паству, наставить на путь спасения. Сразу же за этим пребыванием начинается третье апостольское путешествие Павла. Мы слышали в Апостольском чтении, что он вышел из Антиохии, укрепившись духом и жизненной силой, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.

Целью посещения названных стран было просвещение людей светом Христовой истины, обращение к Господу нашему Иисусу Христу человеческих сердец, организация новых церковных общин. Утверждая учеников, апостол Павел наставлял их в вере и христианской жизни, призывал к совершению дел любви, добра и милосердия. Книга Деяний не говорит нам конкретно о том, кто именно сопровождал апостола в этом нелегком проповедническом пути. Хотя в дальнейшем станет очевидно, что апостол Павел путешествовал не один, с ним были верные Тимофей и Ераст.

Далее апостольское чтение рассказывает нам о том, что: Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. По национальности иудей, происхождением из Александрии Египетской, бывшего центра обширной торговли и иудейско-эллинского образования, Аполлос выделялся дарованиями и обширным кругозором. Известно, что в те времена Александрия славилась своими знаниями. Аполлос, или Аполлониос, Аполлоний, так его по-разному называли, стал видным деятелем по распространению христианства в Коринфе. Он очень хорошо знал Священное Писание, был широко и разносторонне образован, обладал многими способностями, в том числе красноречием, даром слова. Книга Деяний говорит о том, что на тот момент Аполлос был только наставлен в начатках пути Господня и знал лишь крещение Иоанново. Но это не помешало ему гореть духом и искренне подвизаться в делах благочестия.

Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа было преуготовано ревностным служением святого Иоанна Предтечи, который проповеды-вал крещение покаяния всему народу Израильскому (Деян. 13, 24). Как мы знаем, к Иоанну Крестителю на Иордан приходило много различных людей. Большинство даже почитали именно его за обещанного Богом Мессию. Но святой Иоанн говорил на это: я не тот: но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах (Деян. 13, 25). От Иоанна Аполлос был наставлен в Божественной правде. И теперь он начал смело говорить в синагоге. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу восклицает: «Вот и ученые мужи начинают проповедовать!.. Видишь ли успех проповеди!»

Аполлос провозглашал жизнь по заповедям Господним. Он и сам строго следовал тому, ведя праведную и благочестивую жизнь, не впадая ни в какие крайности, которых много было в современном ему мире. Но одного благочестия для спасения было мало. Хотя неполнота знания и учения Аполлоса не мешали ему говорить о Господе правильно. Да он и сам был готов вместить всем сердцем учение Христово во всей полноте. Потому, услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. Перед Аполлосом открылось более полное и обстоятельное познание об учении и делах Господа нашего Иисуса Христа. Хотя здесь конкретно не указано, но, скорее всего, именно тогда, просветившись до глубины души светом Христовым, Аполлос принял Таинство Святого Крещения, и на него сошла благодать Святого Духа. Теперь он стал действительным проповедником Христовым.

Как свидетельствует сегодняшнее Апостольское чтение, когда Аполлос вознамерился идти в Ахаию, то братия послали его к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью; ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

Деятельность Аполлоса в Ахаии была очень плодотворной. Об этом, в частности, говорил апостол Павел в Послании к коринфянам: Я насадил, Аполлос поливал (1 Кор. 3, 6). Его проповеди пользовались огромным успехом, потому что помимо красноречия и вдохновения, он обладал и хорошим знанием Священного Писания, мог цитировать большие отрывки из Библии, давал толкования на ветхозаветных пророков, доказывая исполнение их пророчеств в Господе нашем Иисусе Христе. Аполлос не боялся выступать против вождей иудейских, отстаивая Божественную правду. Впоследствии, как мы знаем из церковной истории, он был епископом в Смирне, в Малой Азии, и много потрудился в распространении христианской веры в этом регионе.

Характеризуя деятельность Аполлоса, святитель Иоанн Златоуст пишет: «В том, что он опровергал всенародно, явилось его дерзновение; в том, что твердо, открывалась сила; в том, что доказывал Божественными Писаниями, выражалась опытность; ибо и дерзновение само в себе нисколько не приносит пользы, если нет силы, а сила — без дерзновения».

Аполлос всенародно доказывал, что именно Иисус есть Христос, обещанный Богом Мессия, что Сын Божий понес на Себе грехи мира, пострадал за род человеческий, был распят на Кресте, претерпел позор, унижения, страшные мучения и Крестную смерть, но истинно воскрес в третий день, как было указано в Писании.

Потому нет большего утешения для людей, чем явление в мир Христа Спасителя. Среди нас нет безгрешных, даже самые праведные и возвеличенные святостью не освобождены от козней диавольских, от греховных соблазнов и искушений. Мы падаем в греховную бездну, низвергаемся в пучину беззаконий, но вновь и вновь поднимаемся, обновляясь покаянием. Нас мучает совесть, мы всей душой осознаем свои неудачи, поражения, свою вину пред Богом. Но в Спасителе нашем имеем возможность обрести не только Божественное сострадание и помощь, но и неизреченную благодать прощения грехов. Иисус Христос снял с человечества проклятие смерти, примирил людей с Отцом Небесным, возродил радость Богообщения.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Апостольское чтение свидетельствует нам о тех трудах проповеднических, которые нес апостол Павел и его ученики. Благая весть, возвещаемая миру, одним давала крылья надежды, других же повергала в злобу и отрицание очевидного. Много было таких людей, которые категорически отказывались верить в Воскресение Господа, распространяя ложь, что ученики украли тело Божественного Учителя. Очевидцы всего произошедшего, они видели и знали Христа, не раз слушали Его проповеди, были непосредственными свидетелями совершенных чудес.

Но это не помешало им выбрать ложь. Когда человека захватывают гордыня и корыстолюбие, у него нет желания размышлять о Царствии Небесном.

Мы, братья и сестры, знаем, что невозможно одновременно исполнять свою волю и волю Божию. Господь поучает: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Только добрыми делами, которые всегда имеют Божественное происхождение, питаются чистотою сердца и несомненной верой, человек уподобляется Всещедрому Господу, являя в себе свет образа Божиего, обладающего истинной красотой и величием. Господь управляет всеми дорогами человеческими. Куда бы мы ни устремлялись, без воли Божией нам до конца не дойти. Бог направлял в проповеднических трудах, как мы слышали ныне, апостола Павла и всех его учеников. Небесный Отец заботливо следит за каждым из нас, братья и сестры, и видит все, совершаемое нами в жизни. От Бога не скроешь ни поступков, ни мыслей, ни желаний! И потому, раз уж мы просвещены светом христианской истины, надо стремиться жить по учению Христову, созидать дела любви и милосердия, подкреплять свою веру благочестивыми деяниями.

Почему остались в церковной истории имена апостола Павла, других апостолов, а также Аполлоса, Прискиллы, Акилы и еще многих, о которых мы слышали или читали? Потому что они ревностно и самоотверженно служили Богу и ближним, подвизались в проповеднической деятельности, помогали людям узнать Божественную истину. Вот и мы должны учиться не только хорошо и вдохновенно говорить, но и действовать, способствовать распространению христианского учения, утверждая правоту его примером собственной праведной жизни.

Это нелегко, потому что всегда подразумевает борьбу. Непрестанное сражение с грехом, с соблазнами и искушениями мира, со своими страстями и пороками, от которых, конечно же, мы не избавлены. Но с помощью Божией на этом благом пути все преодолимо.

Святитель Василий Великий говорит: «Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам». Для совершения добрых дел не существует ограничений, везде и всегда удобно поступать по отзывчивости душевной. Господь награждает каждого человека особыми дарованиями и ждет, когда духовно созревший на ниве благочестия преподнесет Богу данные ему таланты, сподобится радости послужить Отцу Небесному.

Бог призывает всех верных. Как призывал когда-то на служение апостола Павла, призвал упомянутого сегодня в Апостольском чтении Аполлоса, призвал великое множество других последователей Христовых. Бог призывает сегодня и всех нас, братья и сестры! Только готовы ли мы услышать благословенный Божественный призыв, не преобладают ли в нас земные привязанности и греховные страсти, желаем ли мы проводить жизнь в добродетели?!

А что такое, по мнению святых отцов Церкви, христианская добродетель? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что добродетель «есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим». Стало быть, добродетель служит показателем уровня нашей духовности. Насколько преисполнен человек Божественной воли, настолько гармонична в нем и христианская добродетель.

Добродетельный человек является победителем, прежде всего, самого себя, своей греховной натуры. Он гордость побеждает смирением, гнев и раздражение — терпением, злобу греховного мира — благим расположением сердца, ненависть — любовью и так далее. По словам апостола Павла: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21). И нужно при этом всегда помнить, что, как наставлял преподобный Марк Подвижник, «начало всякой добродетели — Бог». А «вершина добродетелей, — по словам преподобного аввы Исаии, — любовь».

Если мы научимся любить Бога всей душой и всем сердцем, по мере сил своих, то ради этой любви сумеем все отдать и посвятить Господу. Тогда то, что ранее волновало нас или представляло определенный интерес — слава, богатство, положение в обществе, материальные блага, искушения мира сего — все это покажется таким мелким, ничтожным, недостойным внимания.

Святитель Григорий Богослов говорит: «Боголюбивой душе свойственно подчинять Божеству все человеческое». И это очень верные слова. Любовь к Богу, вошедшая в верующее и искреннее сердце, неизменно преображает всю последующую жизнь, потому что по сути своей это благоговейное чувство есть дар Божий в человеке, который, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), приготовил себя «для принятия этого дара чистотой сердца, ума и тела». Аминь.

Христос воскресе! 

 Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким) 


 

Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • Протоиерей Димитрий Смирнов. Что делать с нашими детьми? (Выступление на Рождественских Чтениях)
  • Свято-Никольский кафедральный собор г. Алчевска расписание богослужений на май 2018г.
  • Поздравление c Крещением Господним
  • У Крещенской Иордани
  • Проповедь в пятницу 3-й седмицы Великого поста


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Июнь 2021 (17)
    Май 2021 (54)
    Апрель 2021 (64)
    Март 2021 (22)
    Январь 2021 (4)
    Декабрь 2020 (2)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2018