Главная » ВиО » Священное Предание » Святая блаженная Ксения Петербургская
 
Святая блаженная Ксения Петербургская  
24 января/6 февраля; 24 мая/ 6 июня {прославление} ( Русская Православная Церковь празднует память святой блаженной Ксении Петербургской — небесной покровительницы северной столицы.
Ксения  Петербургская (настоящее имя Ксения Григорьевна Петрова) — православная юродивая дворянского происхождения, жившая в Санкт-Петербурге.


Документальные сведения о её жизни отсутствуют, первые публикации народных преданий о ней относятся к 1840-м годам. Согласно этим рассказам, она родилась в первой половине XVIII столетия (предположительно между 1719 и 1730 годами). Отца её звали Григорием, а имя матери неизвестно.
По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим — Андреем Фёдоровичем Петровым. Жила с супругом, достигшим чина полковника, в Санкт-Петербурге.
Двадцати шести лет от роду Ксения овдовела. Ее муж умер скоропостижно. Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божия Андрея.
В день похорон мужа Ксения надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг — подвиг юродства Христа ради.
Она пожертвовала свой дом в приходе Матфиевской церкви одной из своих знакомых, облачилась в одежды мужа, никогда с тех пор не носила женской одежды, юбок и платка, не покрывала им головы в храме, отзывалась только на его имя и говорила, что он жив, а Ксения умерла.
Дом Ксении и Андрея Петровых находился в начале Лахтинской улицы, вблизи Большого проспекта Петроградской стороны. Став на путь юродства, Ксения откликалась только на имя своего мужа, и местные жители назвали улицу, где находился их дом, «улицей Андрея Петрова» (название Лахтинская улица получила в 1877 году).
Родные и знакомые ее полагали, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя. Подозрения их окончательно утвердились, когда Ксения решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство. Отныне она не имела постоянного места жительства. Днем она бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви ап.Матфея, а ночью уходила за город, в поле — и всю ночь молилась.
В эти годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, стали замечать вдруг странные вещи. За время их отсутствия ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. А когда они решили узнать, кто этот добровольный помощник, то увидели, что это блаженная Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса.
Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елисаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца — торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. На могиле ее (на Смоленском кладбище) была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев.
К великому прискорбию всех почитателей Блаженной Ксении, до нашего времени не сохранилось решительно никаких известий о времени и обстоятельствах смерти и погребения рабы Божией Ксении. Лишь на основании некоторых данных можно с большей или меньшей вероятностью сделать некоторые предположения.
Составителю настоящей книги, несмотря на самые тщательные, неоднократные розыски, записи дня смерти и погребения Ксении Григорьевны Петровой, или Андрея Федоровича Петрова, в записях о погребенных, хранящихся в архиве Смоленского кладбища, начиная с 1777 года, найти не удалось.
Можно, таким образом, предполагать, что Ксения скончалась ранее 1777 года. Но этому противоречит сохранившееся известие о том, что Ксения таскала по ночам кирпич на вновь строящуюся церковь на Смоленском кладбище, а такою церковью могла быть только существующая и теперь церковь Смоленской Божией Матери. А ее постройка начата в 1794 году; церковь освящена в 1796 году Стало быть, в эти годы Блаженная Ксения была еще жива.
Если же предположить, что Ксения таскала кирпич на постройку какой-либо из ранее существовавших на Смоленском кладбище церквей, то этому предположению противоречит то обстоятельство, что все, ранее существовавшие на кладбище церкви были деревянные, даже холодные, без печей, стало быть, и кирпич таскать тогда было бесполезно. Вернее всего думать, что Ксения действительно таскала кирпич на постройку церкви Смоленской Божией Матери и, стало быть, была жива в 1794 – 1796 годах.
Что же касается отсутствия записи о ее смерти и погребении в кладбищенских записях, то это легко объясняется, с одной стороны, небрежностью, с которой велась в то время запись погребаемых; благодаря именно небрежности многие лица, о которых достоверно известно, что они погребены на Смоленском кладбище, в росписях не значатся (например, рыцари Мальтийского ордена; масса лиц, умерших от холеры 1848 года, и другие), а с другой – весьма вероятным предположением, что все умершие, отпетые не на кладбище, вовсе не заносились в кладбищенские ведомости о погребаемых.
Если это так, то Ксения была отпета не на кладбище, а где-либо в приходской церкви; это предположение можно считать вполне вероятным.
На конец же XVIII-го или даже на начало XIX-го века, как приблизительное время смерти Ксении, указывают и некоторые другие данные:
1) день смерти императрицы Елизаветы Петровны, 25 декабря 1761 года, предсказанный Ксенией;
2) даты на могильной плите Ксении:
«Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет, а всего жития 71 год»;
3) год смерти современницы Ксении, Евд. Ден. Гайдуковой – 1827.
Сопоставляя все эти данные, а также и год постройки Смоленской церкви, можно думать, что Ксения умерла не ранее 1794 года (год постройки церкви) и не позже 1806 года (1761 год – время смерти императрицы Елизаветы Петровны + 45 лет странствования Ксении – 1806 год).
Вот именно эти годы и можно считать временем смерти Ксении; следовательно, день рождения ее падает на 1719 – 1730 годы. Во всяком случае, точнее определить год рождения и год смерти Блаженной, за неимением дополнительных данных, пока невозможно.
Что же касается обстоятельств смерти и погребения рабы Божией Ксении, опять-таки за неимением каких-либо данных, сказать об этом что-либо определенное трудно.
Но, принимая во внимание то глубокое уважение и ту любовь, которыми пользовалась Блаженная у всех жителей Петербургской стороны, принимая во внимание, что еще при жизни Блаженную считали за угодницу Божию, можно думать, что погребение ее было необычайно торжественно: с уверенностью можно предположить, что все жители Петербургской стороны, где жила Блаженная, и вообще все знавшие ее при жизни считали своей обязанностью дать последнее целование усопшей, проститься с ней и проводить ее до последнего места ее упокоения.
Были ли при этом какие-либо особенные, знаменательные проявления помощи от Блаженной, известий не сохранилось. Во всяком случае, если бы даже и не было подобных проявлений, чего мы отнюдь не можем утверждать, тем не менее все почитатели усопшей, все получившие от нее какую-нибудь помощь, какую-нибудь ласку при жизни старались молитвами своими отблагодарить ее по кончине за все то добро, какое было им оказано, старались не прерывать с ней духовного общения и по ее смерти.
Вот почему, наверное, можно думать, что с первого же дня погребения Блаженной могила ее посещалась многими и многими лицами, приходившими помолиться об ее упокоении. И на молитвенную-то память о себе Блаженная из загробного мира откликалась делами милости.
Тогда и не знавшие Блаженную при жизни стали прибегать к ее помощи, к ее ходатайству перед Богом.
Достоверно известно, что в 20-х годах XIX столетия на могилку Ксении народ стекался толпами, веря, что на молитвенный зов Блаженная не замедлит откликнуться молитвенной помощью. Каждый посетитель могилки Ксении непременно желал хоть что-нибудь иметь у себя с этой могилки, а так как взять, кроме землицы, было нечего, то брали именно землю, веря, что эта земля – лучшее средство от болезней и горестей.
Ежегодно вся земля с могильной насыпи над гробом усопшей по горсточке разносилась посетителями; ежегодно приходилось делать новую насыпь, и вновь насыпь разбиралась посетителями. Пришлось положить сверху могильной насыпи каменную плиту; но посетители разбили плиту на мелкие кусочки и разнесли по домам.
Положили новую плиту – и с этой плитой случилось то же. Но, разбирая землю и ломая плиты, посетители клали на могилку свои посильные денежные пожертвования, которыми вначале пользовались нищие. Затем могилку Ксении обнесли оградой, к которой прикрепили кружку для сбора пожертвований на сооружение над могилой часовни. И пожертвования не заставили долго ждать себя.
На собранные таким образом деньги, при содействии некоторых почитателей рабы Божией Ксении в середине XIX века над ее могилой была сооружена из цокольного камня небольшая часовня с двумя окошечками по бокам, с дубовым иконостасом в восточной стороне и с железной дверью – с западной. Над дверью с наружной стороны сделали надпись: «Раба Божия Ксения».
Могильную насыпь над самой могилкой также выложили цоколем, а сверху положили плиту со следующей, неизвестно кем составленной надписью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. На сем месте положено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего, в ранге полковника, Андрея Федоровича. Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет, а всего жития 71 год; звалась именем Андрей Федорович. Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения души своей. Аминь».
Впоследствии, когда число посетителей могилы рабы Божией Ксении значительно увеличилось, к часовне с западной стороны пристроили стеклянную галерею, и, по желанию посетителей, в часовне стали с утра до вечера дежурить кладбищенские священники для служения панихид по Блаженной.
В 1900-1902 гг. по проекту архитектора А.А.Всеславина была возведена новая часовня в русско-византийском стиле. Она была освящена в октябре 1902 г. и находится на этом месте и по сей день.
Скажем здесь несколько слов о прекрасном православном обычае служить по подвижникам, чтимым народом, но еще не причисленным Церковью к лику святых, панихиды.
Православная Церковь, как чадолюбивая мать, учит нас, что все верующие в Господа Иисуса – и живущие, и умершие – составляют между собой одно общество, одну семью. И как в семье близкие и любящие родные во всем помогают друг другу, так и мы, как братья во Христе, должны помогать друг другу: живущие – умершим, и умершие – живым. Живущие должны помогать всем усопшим отцам и братьям своими молитвами и принесением за них бескровной жертвы, а умершие, со своей стороны, помогают своими молитвами пред Богом всем еще живущим на земле.
Следуя этому завету Святой Церкви и чувствуя свою тесную связь со своими умершими сродниками, все мы и считаем своим долгом, своей обязанностью отслужить панихидку или принести бескровную жертву по своим умершим родным, и вообще по всем православным христианам.
Совершая панихиды, мы молимся как о прощении грехов усопших, так и об упокоении их «в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, иде же вси праведнии пребывают». Молитвою за усопших мы выражаем им свою признательность, свою благодарность за ту любовь, которой мы пользовались от них при жизни и которая, верим, еще сильнее говорит в их сердцах после смерти.
И чем горячее наша молитва – тем действительнее она перед Богом, тем лучше облегчает она участь усопших. Умершие, со своей стороны, по любви к нам, молитвами и ходатайством за нас перед Богом стараются оплатить нам за наше усердие, за нашу любовь к ним. И чем умерший человек ближе к Богу, тем дерзновеннее его ходатайство.
К угодникам Божиим, уже причисленным к лику святых, мы обращаемся со своими молитвами в своих нуждах как к людям, близким к Богу, но не молимся об оставлении грехов их, веруя, что Господь изгладил эти грехи за их праведную жизнь и по заслугам Спасителя.
Что же касается угодников Божиих, еще не причисленных к лику святых, то хотя мы и надеемся, что и их грехи также прощены Богом, но мы еще не вполне в этом уверены, между тем знаем, что «несть человек, иже жив будет и не согрешит», а потому и считаем своим долгом совершать по ним панихиды, умоляя Господа не только простить им все прегрешения их, если бы они не были еще прощены, но и вчинить их «иде же присещает свет животный» и тем доставить им большую степень небесных радостей, райского блаженства, к которому они неустанно стремились при жизни.
Портрет святой Ксении (после_реставрации)В ответ на нашу любовь, на наше сердечное пожелание им больших небесных радостей, угодники Божии откликаются нам своею горячею любовью, ходатайством за нас перед Богом и молитвенной помощью нам.
Тысячи поразительных случаев такой помощи известны каждому, кто когда-либо интересовался жизнеописанием подвижников как прежних, так и новых времен.
Весьма обильны проявления молитвенной помощи всем, с любовью прибегающим к ней, и от рабы Божией Ксении. Сотни рассказов об этом передавались устно, но, к сожалению, многие из них не были в свое время записаны и опубликованы.

После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Сейчас она среди самых чтимых святых в православном народе.


 



Иконография

На иконах Ксения изображается в юбке с платком на плечах и платком на голове, опираясь левой рукой на клюку. На заднем плане изображаются Смоленская церковь и часовня Ксении Блаженной на Смоленском православном кладбище. Одета Ксения Петербургская, как правило, в красную юбку и зелёную кофту, либо наоборот, так как по легенде носила военную форму тех времен, оставшуюся от мужа.



Акафист  блаженной Ксении Петербургской

Кондак 1

И
збранная угодница и Христа ради юродивая, святая блаженная мати Ксения,
избравшая подвиг терпения и злострадания,
хвалебное пение приносим ти, чтущия святую память твою.
Ты же заступи нас от враг видимых и невидимых, да зовем ти:
Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

Икос 1

Р
авноангельского жития взыскала еси, блаженная мати,
по успении мужа твоего отвергла еси мира сего красоту и вся, яже в нем:
похоть очес, похоть плоти и гордость житейскую, юродством разум Христов стяжала еси.
Того ради услыши от нас похвалы, тебе возносимые:
Радуйся, житием твоим Андрею, Христа ради юродивому равная;
Радуйся, имени своего отрекшаяся, себе же умершей именовавшая.
Радуйся, в юродстве имя мужа твоего Андрея принявшая;
Радуйся, именем мужеским назвавшись, немощи женской отрешившаяся.
Радуйся, все имение твое добрым людям и нищим раздавшая;
Радуйся, нищету добровольную Христа ради приявшая.
Радуйся, века сего суемудрия юродством твоим отвергатися нас научившая;
Радуйся, благая утешительнице всех, в молитве к тебе прибегающих.
Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

Кондак 2

В
идя странное твое житие, яко ты презрела еси дом свой и всякое мирское богатство,
родные по плоти безумной тя полагаху,
людие же града Петрова, видя смирение твое, нестяжание и вольную нищету,
воспели Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Р
азум, от Бога тебе данный, ты, Ксения блаженная, в мнимом безумии скрыла еси;
в суете града великого аки пустынница жила еси, молитвы Богу свои вознося непрестанно.
Мы же, дивящеся таковому житию твоему, взываем тебе хвалебно:
Радуйся, крест тяжкий юродства, от Бога тебе данный, на рама своя принявшая;
Радуйся, мнимым безумием сияние благодати скрывавшая.
Радуйся, дар прозорливости смирением крайним и подвигом молитвы стяжавшая;
Радуйся, дар сей на пользу и спасение страждущих являвшая.
Радуйся, страдания людския прозорливо в дали необозримей зревшая;
Радуйся, жене доброй о рождении сына прорекшая.
Радуйся, яко жене той у Бога чадо испросившая;
Радуйся, всех к Богу в молитве прибегати научившая.
Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

Кондак 3

С
илою свыше, от Бога тебе дарованной, зной и люту стужу мужественно претерпевала еси,
распиная плоть свою со страстьми и похотьми.
Тем же Духом Святым просвещаемая, взывала непрестанно Богу: Аллилуиа.

Икос 3

И
мея, о блаженная, небо покровом себе, землю же ложем своим,
отвергла еси плотоугодие Царства Божия ради.
Мы же, зряще таковое твое житие, со умилением зовем ти:
Радуйся, жилище свое земное людям отдавшая;
Радуйся, небесного крова взыскавшая и получившая.
Радуйся, ничто же земное имущая, а всех духовно богатящая;
Радуйся, житием своим терпению нас научающая.
Радуйся, любовь Божию людям показующая;
Радуйся, плодами благочестия украшенная.
Радуйся, терпение и незлобие миру явившая;
Радуйся, теплая предстательница наша пред престолом Всевышнего.
Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

Кондак 4

Б
урю житейскую, во граде Петрове мятущуюся,
кротостию и незлобием преодолела еси, блаженная мати,
бесстрастие же к тленному миру стяжала еси. Тем же и поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 4

С
лыша о тебе, яко ты, злостражда Христа ради,
скорбных утешаеши, немощных укрепляеши, заблудших на путь правый наставляеши,
людие страждущия к помощи твоей прибегаху, воспевающе тебе:
Радуйся, путь Христов всем сердцем возлюбившая;
Радуйся, крест Христов радостно понесшая.
Радуйся, всякое поношение от мира, плоти и диавола претерпевшая;
Радуйся, даров Божиих преисполненная.
Радуйся, любовь к ближним явившая;
Радуйся, страждущим людям утешение подававшая.
Радуйся, слезу плачущих отиравшая;
Радуйся, благодатию Духа Святаго чудесно согреваемая.
Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

Кондак 5

Б
оготечной звездой явилася святость твоя, Ксения блаженная,
осветившая небосклон града Петрова.
Уже бо людем, гибнущим в безумии греха, ты явила путь спасения,
всех к покаянию призывая, во еже вопити Богу: Аллилуиа.

Икос 5

В
идя подвиги твоя в молитве, терпении хлада и зноя,
благочестивые люди пытахуся умалити страдания твоя, одежду тебе и пищу приносяще.
Ты же вся сия нищим раздавала еси, желая в тайне подвиг свой сохранити.
Мы же, дивяся вольней нищете твоей, взываем ти сице:
Радуйся, зной и стужу Христа ради добровольно терпевшая;
Радуйся, в молитве непрестанно пребывавшая.
Радуйся, град Петров всенощным бдением от бед ограждавшая;
Радуйся, гнев Божий многажды от него отвращавшая.
Радуйся, во все дни года ночами в поле молившаяся;
Радуйся, сладость райскую в нищете духовной вкусившая.
Радуйся, яко в сладости сей вся земная оставившая;
Радуйся, яко вся в Боге пребывавшая.
Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

Кондак 6

П
роповедуют святость жития твоего, богоблаженная, вси избавленнии тобой от многоразличных болезней, бед и скорбей, богатии и убозии, старцы и юныя. Тем же и мы, прославляюще тя, Богу вопием: Аллилуиа.

Икос 6

В
оссияла слава подвигов твоих, блаженная мати,
егда ты нощию строителям церкви Смоленской камни тайно носила еси,
облегчая делателей церковных.
Сия ведуще, и мы грешнии зовем ти таковая:
Радуйся, тайно творити добродетели нас научающая;
Радуйся, к подвигам благочестия всех призывающая.
Радуйся, строителям храмов Божиих помогающая;
Радуйся, святость церковную возлюбившая.
Радуйся, труды наши на пути спасения облегчающая;
Радуйся, к тебе прибегающих скорая помощница.
Радуйся, всем скорбящим благая утешительница;
Радуйся, града Петрова небесная заступница.
Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

Кондак 7

Х
отя избавити от скорби плачущаго врача, жену хоронившего,
ты повелела некоей девице на Охту бежати и тамо мужа себе обрести и утешити.
И совершишася тако, якоже ты рекла еси.
Они же в радости воспеша Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Н
овое чудо в молитве своей показала еси ты, блаженная мати,
егда рекла еси жене благочестивой: “Возьми пятак, потухнет”.
Сим прорекла ей о пожаре дома ея. И по молитве твоей пламень огня угасе.
Мы же, ведяще сия, вопием ти похвальная:
Радуйся, скорби людские угашающая;
Радуйся, дерзновение пред Богом за страждущих явившая.
Радуйся, свеча неугасимая, в молитвах к Богу ярко горящая;
Радуйся, предстательница наша в бедах и напастях.
Радуйся, страстьми одержимых от гибели спасающая;
Радуйся, благочестивых дев от брака неверного отвращающая.
Радуйся, клеветою уязвленных от отчаяния избавляющая;
Радуйся, на суде неправедном скорая защитница.
Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

Кондак 8

С
транницей бездомной прошла еси путь жизни твоей в стольном граде отечества нашего,
в велицем терпении скорби и поношения неся.
Ныне же в горнем Иерусалиме пребывая, в радости поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 8

В
сем вся была еси, Ксения блаженная:
скорбящим утешение, немощным покров и защищение,
печальным радование, нищим одеяние, болящим исцеление.
Сего ради и вопием тебе:
Радуйся, в горних, обителях пребывающая;
Радуйся, о нас грешных тамо молящаяся.
Радуйся, благий образ служения Богу явившая;
Радуйся, униженных и гонимых покровительница.
Радуйся, православный люд молитвами твоими заступающая;
Радуйся, обидимых и молящихся тебе защищающая.
Радуйся, обидящих вразумляющая;
Радуйся, неверных и глумителей посрамляющая.
Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

Кондак 9

В
сякия претерпела еси болезни, блаженная мати, нищету телесную,
глад и жажду, еще же и поношение от людей беззаконных, иже мняху тя безумной быти.
Ты же, Господу моляся, выну взывала Ему: Аллилуиа.

Икос 9

В
ития многовещанныя не могут разумети, како ты безумием своим безумие мира сего обличила еси
и немощию своею посрамила еси крепкия и мудрыя.
Не ведают бо в тебе Божией силы и Божией премудрости.
Мы же, помощь твою получившия, поем ти таковая:
Радуйся, Божественного Духа носительница;
Радуйся, со апостолом Павлом немощию своею хвалившаяся.
Радуйся, мнимым безумием своим мир обличившая;
Радуйся, красоту века своего спасения ради отвергшая.
Радуйся, небесная блага всем сердцем возлюбившая;
Радуйся, на путь спасения нас призывающая.
Радуйся, во грехе пьянства грозная обличительница;
Радуйся, безмездным врачом и милостивым всем бывшая.
Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

Кондак 10

Х
отя спасти душу, ты плоть свою со страстьми и похотьми распяла еси и,
невозвратно себя отвергши, крест свой на рама своя возложила еси
и Христу всем сердцем последовала еси, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 10

С
тена еси твердая и прибежище необоримое явилась молящимся тебе, мати Ксения.
Тем же заступай и нас от враг видимых и невидимых молитвами твоими, да зовем ти:
Радуйся, на труд духовный нас воздвигающая;
Радуйся, от сетей вражиих нас избавляющая.
Радуйся, фимиам кадильный, Богу приносимый;
Радуйся, мир Божий в сердца людей приносящая.
Радуйся, дух злобы в сердцах озлобленных угашающая;
Радуйся, детям благим благословение подающая.
Радуйся, тайною молитвою их от болезней исцеляющая;
Радуйся, миру озлобленному мудрость Божию явившая.
Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

Кондак 11

П
ение хвалебное приносят ти, Ксения блаженная,
спасшиеся твоими молитвами от бед и скорбей, и всяких напастей,
и купно с тобою радостно поют Богу: Аллилуиа.

Икос 11

С
ветозарным светом явилось житие твое, святая мати,
во мраке жития сего освещающим люди.
Ты бо падших из тины греха избавила еси и к свету Христову направила еси путь их.
Тем же и зовем ти:
Радуйся, православных людей Божиим светом просвещающая:
Радуйся, Христова угодница, в мире надмирно пожившая.
Радуйся, труды многими великую благодать стяжавшая;
Радуйся, во тьме греха благодатию Божиею сиявшая.
Радуйся, отчаявшимся на пути спасения руку помощи подающая;
Радуйся, немощных в вере укрепляющая.
Радуйся, духов злобы посрамляющая;
Радуйся, житием своим ангелов удивившая.
Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

Кондак 12

Б
лагодать обильно источаеши, Ксения блаженная,
на чтущих память твою и прибегающих к покрову твоему.
Тем же и нам, тебе молящимся, источи от Бога струи исцеления, да зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 12

П
оюще многая чудеса твоя, блаженная мати, восхваляем тя и всеусердно молим,
не остави нас грешных в скорбных обстояниях,
но умоли Господа сил, да не отпадем от веры нашея православныя,
в Нем же тобою утверждаеми зовем ти:
Радуйся, сострадати страждущим нас научающая;
Радуйся, немощи наша всеусердно врачующая.
Радуйся, распинати плоть со страстьми и похотьми научающая;
Радуйся, о чтущих память твою ходатаице и покровительнице.
Радуйся, скорбный путь прошедшая;
Радуйся, спасение вечное сим улучившая.
Радуйся, ко гробу твоему притекающим отраду подающая;
Радуйся, о спасении Отечества нашего присно ходатайствующая.
Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших.

Кондак 13

О
святая блаженная мати Ксение, в житии твоем крест тяжкий понесшая.
Приими от нас, грешных, моление сие, к тебе приносимое.
Огради нас молитвами твоими от наветов духов тьмы и всех, мыслящих нам злая.
Умоли всещедрого Бога подати нам силу и крепость,
да кийждо от нас возьмет крест свой и во след Христу грядет, поя Ему с тобою: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)


 
Торжественный вечер был приурочен к 250-летию пророчества блаженной Ксении об Императрице Елизавете.
В концерте приняли участие Санкт-Петербургский камерный хор (дирижёр — заслуженный деятель искусств России Николай Корнев), ученик Хорового училища имени М.Глинки Лев Ульянов, автор-исполнитель Наталья Петрова, автор-исполнитель Татьяна Чуслова, дуэт «ВерА» (авторы-исполнители Вероника Кривошеева-Сергиенко и Антон Галицкий). Всех зрителей до глубины души тронул дуэт Ксении Сагань и Алексея Степанова — учащихся специализированной школы № 1 для слепых. Особое зимнее настроение внёс в праздничный концерт «Танец снежинок» в исполнении Государственного театра детского балета (художественный руководитель И.А. Сафронова).
На «Ксенинском вечере» Екатериной Марук была исполнена рождественская мистерия «Первая ёлка на земле» по рассказу игумении Таисии; прозвучали песни в исполнении лауреата международных конкурсов Сергея Зыкова, Валерия Малышева из Киева, заслуженной артистки РФ Ирины Скорик, детского хора имени преподобного Иоанна Дамаскина при соборе во имя Владимирской иконы Божией Матери под управлением Ирины Болдышевой и детско-юношеского хора имени святого праведного Иоанна Кронштадтского под управлением Натальи Павловской.
Кульминацией праздничного вечера можно назвать выступление народного артиста России Эдуарда Хиля. Он исполнил песню на слова протоиерея Геннадия Беловолова «Петербургская странница» и преклонил колени перед образом Ксении блаженной.
Важным событием вечера стало завершение церемонии внесения имени святой блаженной Ксении Петербургской в «Золотую книгу Санкт-Петербурга». Надо сказать, что Ксения Петербургская была первой жительницей нашего города, чьё имя было внесено в «Золотую книгу Петербурга», когда эта книга появилась в нашем городе, став «преемницей» утраченной после революции «Золотой книги Российской Империи». Не смотря на то, что имя нашей любимой святой было внесено в «Золотую книгу Санкт-Петербурга» ещё 15 лет назад, памятная запись в книге была сделана только недавно — в этом году, в часовне Ксении блаженной протоиереем Виктором Московским, настоятелем храма во имя Смоленской иконы Божией Матери.
В торжественной обстановке «Золотая книга Санкт-Петербурга» была вынесена на сцену Председателем Исполнительного Комитета «Золотой книги» Сергеем Васильевичем Григорьевым и его помощниками.
Свои подписи под памятной записью в ней поставили помощник полномочного представителя Президента России по Северо-Западному округу М.В. Моцак и другие почётные прихожане Смоленского храма и жители города.
Надо отметить, что это был уникальный такого рода «Ксенинский» торжественный праздничный вечер в Петербурге — первый большой праздник, посвящённый нашей петербургской святой со дня её канонизации. Конечно, в Александро-Невской Лавре до этого тоже проходили концерты в её честь — это концерты Александро-Невского братства, благотворительный концерт Санкт-Петербургского камерного хора, дававший премьеру кантаты «Ксения Петербургская», благотворительный авторский концерт автора-исполнителя Натальи Петровой «Свечи на снегу» и концерты других исполнителей. Праздничный январский вечер в концертном зале у Финляндского вокзала объединил авторов и исполнителей из разных городов и ближнего зарубежья, которые все собрались, чтобы поклониться матушке Ксении.




Молитва первая

О святая всеблаженная мати Ксение!
Под покровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущего покоишися.
Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти:  приими прошения наша и принеси их ко престолу милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление.
Предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас,
недостойных и грешных.
Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святого крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати;  болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли,  монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Тайн умоли.
Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем
и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.

Молитва вторая

О препростая образом жития своего, бездомная на земли, наследнице же обителей Отца Небеснаго, блаженная страннице Ксение!
Якоже прежде к надгробию твоему недужнии и скорбнии припадавшии и абие утешениями исполняемии, сице ныне и мы (имена), обуреваемии тлетворными обстоянии, тебе прибегающе, с надеждою просим: помолися, благая небошественнице, дабы исправилися стопы наша по словеси Господню к деланию заповедей Его, и да упразднится богоборное безбожие, пленившее град твой и страну твою, повергающее нас, многогрешных, в смертное братоненавидение,
гордое самовозбешение и хульное отчаяние.
О, блаженнейшая Христа ради, посрамившая суемудрость века сего, испроси у Творца и Подателя всяческих благ даровати нам смирения, кротости и любве в сокровище сердца нашего,  веры в укрепление молитвы, надежды в покаянии, крепости в многотрудном житии, милосерднаго исцеления души и тела нашего, целомудрия в супружестве и благопопечения о ближних и искренних своих, всего жития нашего обновление в чистительней бане покаяния, яко да всехвально воспевающе память твою, прославим в тебе чудодействующаго, Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную во веки веков.
Аминь.

Молитва третья

О преславная святая блаженная мати наша Ксение, теплая о нас пред Богом молитвеннице!
Якоже прежде к надгробию твоему припадавшии,  сице ныне и мы по прославлении твоем к мощем твоим прибегающе, просим: помолися Господу, да освятит наши души и телеса,
да просветит ум, очистит совесть от всякия скверны, нечистых помыслов, лукавых и хульных умышлений и от всякаго превозношения, гордости же и кичения, высокоумия же и дерзости, от всякаго фарисейскаго лицемерия, и от всякаго студнаго и лукаваго обычия нашего; да дарует нам искреннее покаяние, сокрушение сердец наших, смиренномудрие, кротость же и тихость, благоговение, разум же духовный со всяким благоразумием и благодарением.
Утаившая себе от мудрых века сего, но Богу знаемая, испроси же стране нашей от бед лютых избавление, всего нашего жития обновление и исправление, соблюди нас во всяком благочестивом православном исповедании веры христианския, яко да ублажающе тя сподобимся во вся дни воспевати, благодарити и славити Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную, Животворящую и Нераздельную во веки веков.
Аминь.

Молитва четвертая

О святая угодница Божия блаженная Ксения!
Призри милостиво твоим оком на нас, раб Божиих (имена), честной твоей иконе умильно молящиеся и просящие у тебе помощи и заступления.
Простри ко Господу Богу нашему теплыя твоя молитвы и испроси душам нашим оставление прегрешений.
Се бо мы сердцем сокрушенным, и духом смиренным тебе ходатаицу милостивую ко Владыце и молитвенницу за ны, грешныя, призываем, яко ты прияла еси от Него благодать молитися за ны и от бед избавляти.
Тебе убо просим, не презри нас недостойных, молящихся тебе и твоей помощи требующих,
и исходатайствуй всем вся ко спасению полезная, яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивши благодать и милость прославим всех благих Источника и Дароподателя и Бога Единаго, в Троице Святей славимаго.
Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Тропарь, глас 7

Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,
безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси.
Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.

Кондак, глас 3

Днесь светло ликует град святаго Петра,
яко множество скорбящих обретает утешение,
на твоя молитвы надеющеся, Ксение всеблаженная,
ты бо еси граду сему похвало и утверждение.

Величание

Величаем тя, святая блаженная мати наша Ксение, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.
утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Тайн умоли.
Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем
и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Аминь.

Канон святей блаженней Ксении Петербуржстей, Христа ради юродивей

Песнь 1, глас 8


Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетского зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
Водою крещения омывшися, первороднаго греха избавилася еси, мати Ксение, и наша сердца слезами покаяния очисти, просвещение подающи почитающим святую память твою.
В воде крещения змия лукава потопившая, житием твоим страдальческим вражию силу умертвила еси, блаженная, от неяже и нам избавитися Спаса умоли.

Слава: Воду живую неистощимых даров подаде тебе Христос, блаженная мати, Егоже нищету вольно возлюбила еси.
И ныне: Воды покаяния подаждь ми, Пречистая, и, очистивши мя от нечистоты греховныя, чиста представи, Богородительнице, Сыну Твоему и Богу.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкви Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.
Небеснаго круга Зиждителю все житие твое отдавши, возлюбила еси Того до конца, сподоби и нас молитвами твоими, блаженная, любити Господа до конца дний наших.
Небесная жизни желая, в житии твоем вся земная пренебрегла еси, сподоби и нас, мати Ксение, молитвами твоими небесныя жизни достигнути.

Слава: Небеснаго чертога желающи, странническое житие прешла еси, и ныне со всеми святыми в небесных чертозех ликуеши.
И ныне: Небеснаго Творца, Богородице Всепетая, рождши, небес пространнейшая явилася еси. Нас от пространнаго пути погибельна уклоньши, на небесный путь настави, молимся.

Седален, глас 5:

Яко странница во граде святаго Петра явилася еси, благоволением Божиим укрепляема, мати премудрая. Божественных даров и чудес удостоившаяся. Темже, имущи дерзновение ко Христу Богу, мир испроси душам нашим и велию милость.

СЛАВА, И НЫНЕ, Богородичен:
Мати Пречистая, Граде Божий, избави люди Твоя от бед и помощь подаждь противитися врагом гордым, да вопием Ти: радуйся, Благословенная.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.
Услышавши, Ксение, яко небеса поведают славу Божию, отвергла еси суету мирскую и в подвизе поста и лишения на земли Бога славити возжелела еси, Егоже славити и нас сподоби.
Услышавши и уразумевши дела Господня, прославила еси Его Божество, надеждою и любовию к Нему украсивши душу твою, подвигами благочестия просветилася еси, блаженная, Божиею силою укрепляемая.

Слава: Услышавши прещения вражеская и всякие козни от них терпящи, непоколебима пребыла еси, и нас непоколебимых в добродетелех утверди.

И ныне: Услыши, Пречистая Владычице, моления наша, и избави нас от насилия вражия, и глас Христов, призывающий благословенныя в Царство, услышати сподоби.

Песнь 5

Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.
Просвещахуся вернии людие, зряще незлобие и кротость твою, мати Ксение, помози и нам, блаженная, подражати твоему незлобию.
Просветивши стезю жизни твоея светом Богоразумия, Христа Господа вседушне возлюбила еси, сподоби и ны, блаженная Ксение, в сем быти тебе подражатели.

Слава: Просвети нас, о мати Ксение, надеждою и любовию ко Господу, ныне бо зрящи Христа лицем к лицу, света неизреченнаго наслаждаешися, Тому за ны молися.

И ныне: Просветила еси омраченное естество, Богородице, Свет Истинный рождши, темже и нас Светом просветивши, от мрачных враг свободи.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.
Молитву, яко источник приснотекущий, ныне изливаеши, недужныя исцеляющи, крепость и силу страждущим подающи, сподоби и нас молитвами твоими избавитися от всяких лютых.
Молитвою небесною и по кончине твоей от недуг свобождаеши, целительнице безмездная, достойно хвалима еси на земли, молися о душах наших.

Слава: Молитву нашу приими, мати Ксение, да в честный храм твой приидем со тщанием и недугов душевных и страстей телесных исцеление скоро приимем.

И ныне: Молитвою Твоею всемощною, Пречистая, избави нас враг видимых и невидимых, от грехов и всякия муки, яко рождшая Человеколюбца Бога.

Кондак, глас 3:

Днесь светло ликует град святаго Петра, яко множество скорбящих обретают утешение, на твоя молитвы надеющеся, Ксение всеблаженная, ты бо еси граду сему похвале и утверждение.

Икос:

Како возмогу, грешный аз, скверный душею и телом, поведати еже во плоти равноангельное житие твое и преславная чудеса? Аще убо мнози премудрий не дерзают исповедати многаго твоего терпения и смирения и теплыя ко Христу любве, но обаче надеяся на твое заступление, о блаженная, вопию ти: радуйся, яко везде призывающих тя скоро предваряеши, радуйся, яко множество скорбящих обретают тобою утешение, радуйся, святая блаженная мати Ксение, граду сему похвало и утверждение.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Отроки еврейския Ангел от огня неопальны сохрани и тебе, Ксение, в странничестем житии укрепи, поющу: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Детем евангельски подражала еси в житии твоем, стезю тесную прошедши в незлобии, темже и нас на подвиг добродетели сея укрепи, поющих: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Слава:

Отроком в пещи халдейстей подражающи, Ксение, воспевала еси Христа, давшаго ти крепость, темже и мы, чтуще тя, блаженная, со дерзновением зовем: благословен еси, Господи Боже, во веки.
И ныне: Отроковице Дево, простри на нас милость Сына Твоего, да кромешныя тьмы избавимся мольбами Твоими, поюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Песнь 8

Ирмос: Победители мучителя и пламене благодатию Твоею бывше, заповедем Твоим зело прилежаще, отроцы вопияху: благословите, вся дела Господня, Господа.
Победительница страстей явилася еси, Ксение, лютая искушения вражия побеждающи и неперстанно поющи: благословите, вся дела Господня, Господа.
Побеждающи всякия страсти греховныя, ты, блаженная, яко светла звезда явилася еси, приводиши бо жены, падшия во грехи, во еже целомудренно жити и в покаянии воспевати: благословите, вся дела Господня, Господа.

Слава:

Победительница греха явилася еси, блаженная мати, благодать Вышняго имущи. Темже небесная достигла еси, идеже ныне со Ангелы поеши: благословите, вся дела Господня, Господа.
И ныне: Победе во бранех духовных верным пособствуеши, Пресвятая Дево, темже и людем града нашего помощь Твою низпосли, да Тя выну поем: благословите, вся дела Господня, Господа.

Песнь 9

Ирмос: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.
Воистинну разум Христов имела еси, Ксение, смирение, кротость, веру несумненну, надежду и любовь, яже к Богу, и нас сподоби, да с тобою Христа присно величаем.
Воистинну на тебе, Ксение блаженная, исполнися Христово проречение: претерпевый до конца, той спасен будет, ныне бо со всеми спасенными Христа присно величаеши.

Слава:

Воистинну никтоже, притекаяй к тебе, блаженная мати, тощь благодати Божия отходит, еяже и нас исполни, да тя величаем.
И ныне: Воистинну Богородицу, Тя, Дево и Мати Слова, ходатаицу сущую нам, Солнце Правды возсиявшую, вернии, единомудренно песньми величаем.


 
Холодно, Ксения,
В городе северном плачут ветра.
Листья осенние
Снегом укроет еще до утра.
Холодно Ксения, небо расколото.
Сверху сквозь трещины - снег и вода
Улицы серые сонного города
Помни их, Ксения, помни всегда…

Ветрено, Ксения,
Память чужая пронзает насквозь.
Пылью рассеянна,
Впутана лентою в пряди волос.
Ветрено Ксения, лучшего повода
Я не найду и без спроса спою.
Улицы серые сонного города
Помни их, Ксения, даже в раю.

Горестно, Ксения, даже спасение
Ныне живущим не нужно уже.
От воскресения до воскресения
Мы о своей забываем душе.
Горестно Ксения, словно растение
В сердце цветы распускает печаль
Сонного города улицы серые
помни их, Ксения, и навещай.

Холодно, Ксения,
В городе северном плачут ветра
Листья осенние
Снегом укроет еще до утра
Холодно Ксения,
Вымоли нам хоть немного тепла..


 
Вокал Валерия Малышева
Видео Александра Чернова
Ксения Блаженная, помоги, родная.
Я тебе молитву в сердце возношу.
Под благословение, матушка Ксения,
Я к Твоей часовне снова поспешу.

Ксения Блаженная, как же ты молилась,
Ты за всех молилась в поле по ночам.
Услыши моление, матушка Ксения,
Помоги мне выплакать горе и печаль.

Ксения Блаженная, как же ты терпела,
Ты за всех терпела горе и нужду.
Укрепи в терпении, матушка Ксения,
Помоги мне вынести тяжкую беду.

Ксения Блаженная, как же ты любила,
Невозможно было горячей любить.
Светлое горение, матушка Ксения,
Помоги мне к Господу любовь не угасить.

Ксения Блаженная, как же ты устала,
Ты за всех устала плакать и страдать.
Я в изнеможении, матушка Ксения,
Без Твоей молитвы мне не устоять.

Ксения Блаженная, сколько лет минуло,
Я к тебе в разлуке сердцем полечу
Под благословение, матушка Ксения,
У твоей часовенки снова прошепчу.

Ксения Блаженная, вразуми, родная,
Видишь как опасно предстоит идти.
На путях сомнения, матушка Ксения,
Помоги спасения Крест перенести.


Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • Для Ксении.
  • "...И молят Небо о любви"
  • Дружить и надеяться на лучшее
  • О праздновании памяти святых апостолов Петра и Павла
  • Золотое кольцо для Николая Японского


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Июнь 2021 (17)
    Май 2021 (54)
    Апрель 2021 (64)
    Март 2021 (22)
    Январь 2021 (4)
    Декабрь 2020 (2)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2018