Главная » ВиО » Священное Предание » Дорога в Эммаус
 
Дорога в Эммаус  
«Дорога в Эммаус».  Йозеф фон Фюрих, 1837После смерти Иисуса двое учеников Его идут из Иерусалима в Эммаус.

Можно бы сказать – и что тут удивительного? Но уже в этой информации скрывается символика. Для верующего человека, Еврея, Иерусалим — это город-символ – символ веры, символ встречи с Богом. Верующий человек стремился попасть в Иерусалим.
Например, в Псалме 136 (137) читаем такие слова: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» (Пс. 136:4-6).


Вот что значил для них этот город. И если сейчас они уходят из этого города, это значит – они потеряли веру, потеряли надежду, впали в уныние, отчаяние, о чем свидетельствуют хотя бы их слова: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло».

Они надеялись было… — прошедшее время.

Они жили надеждой, но сейчас она ушла, ее нет.

Их путь из Иерусалима в Эммаус — это путь отчаяния, путь потерянной надежды.

На этом пути они встречают Иисуса, но не узнают Его. «Глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Как можно не узнать близкого человека, Учителя, которого они видели еще вот только несколько дней раньше?

Иисус пытается им объяснять, но они не понимают и не принимают, только потом об этом рассказе они скажут: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?»

Даже если они не понимали и не принимали, то всё-таки это слово – Божье слово, действовало в их сердцах, разогревало их сердца…

И что происходит дальше?

«И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру».

Настал вечер, они приглашают Иисуса переночевать, потому что вечер, поздно, темно, и опасно… Иисус принимает приглашение и остаётся…

И что же Он делает? «Когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им».

Знаем ведь эти слова? Слышим их во время каждой Святой Мессы. Те же самые слова, которые мы встречаем в момент установления Евхаристии, во время Тайной Вечери. А значит, Иисус в Эммаусе совершил Евхаристию, Святую Мессу. И именно тогда Они Его узнали. Узнали Его по Евхаристическим действиям, узнали Его в Евхаристии.

И что было дальше?

«Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них».

Они Его узнали — и тут же Он исчез, стал невидим для них. Он исчез, Он стал невидим – остался хлеб. Они узнали Иисуса, но после этого видели не Его, а хлеб.

Как же этот отрывок помогает нам понять Евхаристию.

Ведь и сегодня мы видим Хлеб, но верим, что это сам Иисус Христос, что это Он сам реально присутствует в этом Хлебе.

Раньше ученики видели человека – Иисуса, потом Он оставил нам Хлеб – Евхаристию, а сам стал невидим.

И что дальше произошло?

«И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба».

Стоит напомнить что они уговаривали Его, чтобы Он остался, потому что вечер, темно, страшно, опасно… А тут они – в тот же час, возвратились в Иерусалим. Не смотря на то, что вечер, что поздно – они в тот же час вернулись в Иерусалим.

И опять мы возвращаемся к символике Иерусалима – город-символ, город-мечта каждого верующего человека. Путь из Иерусалима в Эммаус — это путь потерянной надежды, путь отчаяния. Они сейчас возвращаются в Иерусалим, а значит, они вновь поверили, обрели новую надежду, они как будто вновь открыли глаза веры. Они поверили, что Иисус воскрес, что Он жив.

Они не могли с такой новостью спать, они не могли с такой новостью оставаться наедине, но тут же побежали, чтобы поделиться этим. Они возвращаются в Иерусалим, в общину.

Вот это плоды Евхаристии. Евхаристия — это встреча с живым Иисусом, это встреча, которая возвращает нам надежду, это встреча, которая дает нам новые силы, новый энтузиазм.

И ещё одно…

Как это так они смотрели на Иисуса, что до этого момента не видели, что это Иисус, Он, их Учитель. Как они смотрели?
Часто так бывает, что проходишь мимо знакомо человека, но даже его не замечаешь…

Часто так бывает, что за столом сидят люди, но каждый смотрит в свой телефон, смартфон, не обращая внимания на другого человека рядом…

Часто так бывает, что семья сидит в одной комнате, за одним столом, но каждый занят своим – кто в компьютере, кто в телевизоре, кто в других своих игрушках. Они вместе, но даже не замечают людей рядом…

Все эти люди вроде встретились, но они запросто могут даже этой встречи не заметить.

А если еще человек погружен в переживания, в слезы, в депрессию, то он тоже запросто может не обратить внимания на другого
человека.

Кто-то однажды спросил супругов: мужа – какой цвет глаз у твоей жены? Потом жену – какой цвет глаз у твоего мужа? И это оказался не простой вопрос.

Как часто вместо личной встречи, вместо того, чтобы посмотреть в глаза мы смотрим в телефоны, компьютеры, другие игрушки…
Это всё портит отношения – отношения не только с другими людьми, вообще отношения, также и с Богом.

Они узнали Иисуса в преломлении хлеба. Тогда они на Него посмотрели. Тогда они посмотрели Ему в глаза…

Евхаристия — это момент, когда мы начинаем смотреть Богу в глаза, когда учимся смотреть друг другу в глаза. Как многие подчеркивают знак мира перед Причастием. Тогда действительно человек встречается с другим человеком – смотрит ему в глаза.

Евхаристия учит нас отношениям – с Богом и с людьми.

Евхаристия открывает наши глаза на Бога и на другого человека.

Также и мы часто на молитве ведем себя как эти ученики по пути в Эммаус. Они разговаривали с Иисусом, но не видели Его, не узнавали Его. Как часто мы на молитве тоже разговариваем с Богом, но даже Его не замечаем. Мы повторяем слова, читаем молитвы, совершаем обряды, соблюдаем традиции, но зачастую не встречаемся с Богом, забываем посмотреть Ему в глаза.
Евхаристия помогает нам эти глаза открыть, увидеть истинного Бога.

После той Евхаристии в Эммаусе, ученики вернулись другими. Они обрели новую надежду, новый энтузиазм. Они не могли об этом молчать, но всем рассказывали, что они встретили Иисуса.
Какими мы вернемся из сегодняшней Евхаристии?

Картина: «Ужин в Эммаусе» – Якопо Даль ПонтеКартина: «Ужин в Эммаусе» – Якопо Даль Понте (изв. также как Якопо Бассано), Холст, масло, ок. 1538 г. Кимблский музей искусств, Техас (США) 

Комментарий к картине: Сегодня ученики Иисуса, спустя несколько дней после Его смерти, отправились в Эммаус, деревушку под Иерусалимом. По дороге они встретили незнакомца, которого пригласили в гостиницу поужинать вместе с ними. А когда Он преломил и благословил хлеб, они узнали в Нем Воскресшего Христа.

В интерпретации Бассано ученики все еще не могут поверить, что видят Иисуса. Они смотрят не на Него, а друг на друга, словно бы они хотели обсудить между собой свои сомнения. Наиболее скептичен ученик, изображенный с правой стороны. Он отвернулся от Спасителя и жестом пытается удержать второго ученика от «поспешных выводов».

А дополняют весь образ люди справа и слева от них — хозяин гостиницы и парень, который подает блюда на стол. Они оба не только не знают, что происходит, но и более того — даже этим не интересуются. Художник спародировал их, изобразив ниже этих людей собаку и кота. Животные ведут себя так же, как и те хозяин и его работник — им совершенно нет дела до гостей.

В это время Иисус смотрит на нас и дает ясные знаки, чтобы мы могли Его узнать. Пальцы Его правой руки сложены как буква «X», с нее начинается слово «Христос» на греческом языке. Палочка паломника здесь изображена как королевский скипетр, а над Спасителем распростерт балдахин, словно бы Иисус сидел на троне.
 
Только от нас зависит, прочитаем мы эти знаки или нет. Ведь мы можем выбрать позицию сомневающихся учеников или даже неверующих хозяина гостиницы и его работника, который подает блюда.

Толкования Священного Писания

 

Толкования на Лк. 24:13

Блж. Августин

Ст. 13-32 И се, два от них беста идуща в тойже день в весь отстоящу стадий шестьдесят от Иерусалима, ейже имя Еммаус: и та беседоваста к себе о всех сих приключшихся. И бысть беседующема има и совопрошающемася, и Сам Иисус приближився идяше с нима: очи же ею держастеся, да Его не познаета. Рече же к нима: что суть словеса сия, о нихже стязаетася к себе идуща, и еста дряхла; Отвещав же един, емуже имя Клеопа, рече к Нему: Ты ли един пришлец еси во Иерусалим, и не уведел еси бывших в нем во дни сия; И рече има: киих; Она же реста Ему: яже о Иисусе Назарянине, иже бысть муж пророк, силен делом и словом пред Богом и всеми людьми: како предаша Его архиерее и князи наши на осуждение смерти и распяша Его: мы же надеяхомся, яко Сей есть хотя избавити Израиля: но и над всеми сими, третий сей день есть днесь, отнелиже сия быша: но и жены некия от нас ужасиша ны, бывшыя рано у гроба: и не обретшя телесе Его, приидоша, глаголющя, яко и явление Ангел видеша, иже глаголют Его жива: и идоша нецыи от нас ко гробу и обретоша тако, якоже и жены реша: Самаго же не видеша.И Той рече к нима: о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы: не сия ли подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою; И начен от Моисеа и от всех пророк, сказаше има от всех писаний яже о Нем. И приближишася в весь, в нюже идяста: и Той творяшеся далечайше ити: и нуждаста Его, глаголюща: облязи с нама, яко к вечеру есть, и приклонился есть день. И вниде с нима облещи. И бысть яко возлеже с нима, (и) приим хлеб благослови, и преломив даяше има: онема же отверзостеся очи, и познаста Его: и Той невидимь бысть има. И рекоста к себе: не сердце ли наю горя бе в наю, егда глаголаше нама на пути и егда сказоваше нама писания 
Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским 
Для разумеющих важное поучение в нынешнем чтении евангельском. Вот является Господь; Его видят, и не знают. Учитель шествует с учениками по пути, и сам Он есть путь; но они не шли по пути, Господь нашел их уклонившимися от пути. Ибо когда был с ними до страдания, все предсказал им о страдании, о смерти и о тридневном воскресении своем; все предсказал, но смерть Его была для них забвением. Когда узрели Его висящим на древе, так возмутились, что забыли Его учение, не ожидали воскресения, не понимали обетования. Мы, говорят, надеяхомся, яко сей есть хотя избавити израиля (Лк. 24, 21). Вы надеялись, ученики! теперь, значит, не надеетесь? Вот Христос живет, а надежда в вас мертва. Истинно Христос живет. Но живущий обретает сердца учеников мертвыми. Очам их Он и явился и не явился, был видим и скрывался. Ибо как не был видим, когда они слышали Его вопрошающего, и на вопросы ответствовали? когда шел Он с ними, как спутник, и вместе был вождем их? Видели убо Его, но не познавали. Очи ею, сказано, держастеся, да Его не познаста (Лк. 24, 16). Не удерживались очи, да не видят, но держастеся, да не познают. 
Где же, братие, угодно было Господу быть познанным? В преломлении хлеба. Благо нам! ломим и мы хлеб, и познаем Господа. Там, а не в другом месте, восхотел Он быть познанным — для нас; ибо знал, что мы не будем видеть Его во плоти, но будем вкушать Его плоть. Итак, всякого верного, кто не тщетно именуется христианином, кто ходит в церковь не по-пустому, кто внимает слову Божию со страхом и упованием, да утешит преломление хлеба. Отсутствие Господа не есть отсутствие: имей веру, и с тобою Тот, Кого не видишь. — Они, когда потеряли веру, потеряли и надежду. Шли мертвые с живым, шли мертвые с самою жизнию. С ними шла жизнь, но в сердцах их не была обновлена жизнь. Хочешь ли же ты иметь жизнь? Поступи так, как поступили они, да познаешь Господа. Ученики приняли Его для угощения. Господь казался идущим в дальний путь, а они удержали Его, сказав Ему, когда дошли до своего места: облязи с нами, яко к вечеру есть, и преклонился есть день. Удержи и ты странника, если хочешь познать Спасителя. Что отнято неверием, возвращено гостеприимством. Господь убо явил Себя в преломлении хлеба. Научитесь же, где искать Господа, научитесь, где быть с Ним, где познать Его, когда ядите. Разумеющие знают нечто лучшее в нынешнем чтении, нежели неразумеющие. 
Господь после того, как был познан, сокрылся. Отошел от них телом Тот, Кого они содержали верою. Так удалился Он телом и от всей церкви и вошел на небо, да созидается вера. Ибо, если ты знаешь только то, что видишь, то где вера? А если веруешь и тому, чего не видишь, то увидя возрадуешься. Да созидается вера, ибо возвратится видение. Придет то, чего не видим, придет, братие, придет: но смотри, каким тебя найдет. Придет то, о чем говорят: где оно, когда, как существует? когда будет, когда придет? Будь уверен, — придет, и придет, хотя бы ты не хотел того. Горе тем, кои не веровали, — тогда будет великий страх; но велика радость для тех, кои веровали. Возрадуются верные, постыдятся неверные. Верные скажут: благодарим Тебя, Господи; истинно то, что мы слышали, истинно, чему верили, на что надеялись и что зрим теперь. Но неверные скажут: где то, почему мы не верили? Где то, почему, что читали нам, почитали мы неправдою? Да восхвалятся убо те, кои не видят и веруют: ибо когда увидят, возрадуются. Для нашего спасения восприял Господь плоть, во плоти приял и смерть. Воскресши же в третий день, более не умирает: прияв паки существо плоти, первый показал нам пример нетленного воскресения. Потом, восшедши в той же плоти ко Отцу, сидит одесную Бога, имея общение властию в суде Отца, и мы чаем пришествия Его на суд живым и мертвым. Да веруем убо и о себе, что приимем от самой персти ту же плоть, те же кости, тоже, и навсегда, устройство членов. Все воскреснем, но не все возрадуемся. Яко грядет час, говорит Господь, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5, 28, 29)

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 13-24 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели 
Некоторые говорят, что один из этих двоих был сам Лука, потому евангелист и скрыл свое имя. Они разговаривали между собой о всех сих событиях не как верующие, но как недоумевающие и изумляющиеся необычайным происшествиям, и не скоро могущие примириться с таким чудным явлением, Иисус, подойдя, пошел с ними. Ибо, имея тело уже духовное и Божественнейшее, Он в расстоянии мест не находил препятствия быть с теми, с кем Ему угодно. Поэтому и телесные очертания, с которыми тогда явился Спаситель, не позволяли им узнать Его. Ибо Он явился им, как говорит Марк (16, 12), «в ином образе» и в иных чертах. Он телом располагал уже не по законам природы, но сверхъестественно и духовно. От сего-то очи их и были удержаны так, что не узнавали Его. Для чего же Он явился в ином образе, и для чего очи их были удержаны? Для того чтоб они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтоб после долгого промежутка явиться им более приятным; чтоб научить их из Моисея и пророков, и тогда уже быть узнанным; чтоб они лучше поверили, что тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что воскресло хотя то же самое, которое и пострадало, однако же, видимо бывает только для тех, кому Он благоволил; чтобы они приобрели отсюда и ту великую пользу, чтобы не колебаться уже недоумениями (относительно того, например), для чего Он снова не обращается среди народа, но размышляли в себе, что образ жизни Его по воскресении далеко разнится от обыкновенного, не человеческий, но Божественнейший, так что служит образом и будущего воскресения, в которое мы будем жить, как Ангелы и сыны Божии. Итак, вот для чего очи их были удержаны, и они не узнали Его. Ибо Он становился видим для тех, для кого желал. - Господу, являющемуся в виде спутника, Клеопа делает упрек и говорит: «неужели Ты один из пришедших», то есть, неужели ты один из жителей Иерусалима не знаешь о случившемся? Иные, впрочем, слова: «из пришедших (пришелец еси)» понимали так: неужели ты один только пришлец и живешь вне Иерусалима, и так безучастен к происходящему в нем, что не знаешь о сем? - Смотри же, какое очень малое еще имели они понятие о Господе. Они назвали Его мужем «пророком», как можно назвать Илию, Иисуса сына Навина или Моисея; «сильным в деле и слове»: прежде - дело, потом - слово. Ибо никакое слово учителя не твердо, если учитель прежде не представит себя исполнителем оного. Итак, будь прежде силен в деле, потом старайся иметь и слово. Тогда и Бог будет содействовать тебе. Ибо прежде - делание, а потом - созерцание и озарение. Если не вычистишь зеркала с трудом и потом, то не увидишь желаемой красоты. Ибо «блаженны чистые сердцем», а это достигается делами, «ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8), и это конец созерцанию. Нужно быть сильным в деле и слове «пред Богом», а потом «пред всеми людьми». Ибо прежде Богу нужно угождать, а потом стараться быть по возможности непорочным и пред людьми, и не должно ни человекоугодливость предпочитать богоугождению, ни жить на соблазн многих, но заботиться о том и другом, как и премудрый говорит: разумей добре пред Богом и людьми. И Павел говорит то же (2 Кор. 8, 21). - «А мы надеялись было, - говорит, - что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». Как бы обманутые в своих надеждах, они говорят так: мы надеялись, что Он и других спасет, а вот Он и Себя не спас. Так они были малодушны и косны на веру! Их слова похожи на то, что говорили и находящиеся у креста: «других спасал, а Себя не может спасти» (Мк, 15, 31). Поэтому и Господь называет их несмысленными и медлительными в веровании. Что значат слова: «избавить Израиля»? Мы говорили некогда, что народ иудейский и прочие ожидали во Христе спасителя и избавителя от угнетавших их зол и от ига римского рабства и надеялись, что Он воцарится на земле. Поэтому и говорят: мы надеялись, что Он и Израиля избавит от язычников - римлян, а вот Он и Сам не избег несправедливого над Ним приговора. - «Уже третий день ныне, и некоторые женщины из наших изумили нас» и прочее. Говорят так в состоянии недоумения. Мне кажется, что эти два мужа были в сильном колебании мыслей, ни слишком не верили, ни слишком верили. Ибо слова: «мы надеялись, что Он избавит Израиля» обнаруживает неверие; а слова «уже третий день ныне» показывают, что люди уже близки к тому, чтобы вспомнить слова Господа: «в третий день воскресну». И слова: «изумили нас» обнаруживают нечто подобное же, то есть колебание их неверия. Рассматриваемые же в совокупности, слова эти поистине свойственны людям, находящимся в сильном сомнении, так как люди сии необычайностью воскресения приведены были в состояние недоумения и в затруднительное положение. И «пошли, - говорят, - некоторые из наших», то есть или один Петр, или Петр и Иоанн. И отсюда видно, что о чем одни говорят пространно, о том другие упоминают кратко и мимоходом, так как Иоанн пространнее повествует о хождении Петра и Иоанна ко гробу, а сей (Лука), упомянув о немногих, имена их опустил. 

Лопухин А.П.

Ст. 13-14 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях 
О путешествии двух учеников Христовых в Эммаус в день воскресения Христова и явлении им воскресшего Христа повествует один евангелист Лука. Евангелист Марк делает только намек на это явление (Мк.16:12–13)
«Двое из них» – не из апостолов, а вообще из учеников Христовых, пребывающих в Иерусалиме (ср. стих 33), на которых есть намек в 9-м стихе в словах: «и всем прочим». 
«Эммаус» – у Иосифа Флавия Аммаус («Иосиф Флавий». «Иудейская война», VII, 6, 6) – небольшое селение в 60 стадиях (1,5 геогр. мили) от Иерусалима к северо-западу, т. е. в трех часах пути (был еще город Эммаус, или Никополь, в долине Иудейской, но он находился в 176 стадиях от Иерусалима). Из двух путешественников известно только имя одного – Клеопы (стих 18). В другом спутнике видели то какого-то неизвестного Аммаона (Амвросий Медиоланский), то Нафанаила (Епифаний), то Петра или Симона Зилота (Ориген, Кирилл) и, наконец, самого Луку (Феофилакт). Но все это одни предположения. 
«И разговаривали», точнее: «и сами разговаривали» (καὶ αὐτοὶ ὡμίλουν). Евангелист, очевидно, хочет сказать, что их рассуждения были иного рода, чем те, какие вел с ними Христос, на пути подошедший к ним. 
«Сих событиях». Каких? Только ли тех, что описаны в начале 25-й главы? Вероятнее всего, что евангелист имеет здесь в виду вообще события страданий и смерти Христа. 

Толкования на Лк. 24:14

Свт. Филарет (Дроздов)

и та беседоваста к себе о всех сих приключшихся 
Они беседовали между собою о страдании Христа, о Его распятии, о Его погребении, наконец о Его воскресении, которому любящее Христа сердце их желало бы верить, но которому нераскрытое разумение их еще боялось верить. Сомнение не удалило их от Христа, к Которому влекла их любовь; и страх врагов его не воспрепятствовал им исповедать Его, как чаемаго Спасителя, нечаянному неизвестному спутнику: надеяхомся, яко сей есть хотяй избавити Израиля (Лук. XXIV. 21)
Беседа в третий день Пасхи. 1856 г. 

Блж. Августин

и та беседоваста к себе о всех сих приключшихся 

Блж. Феофилакт Болгарский

и разговаривали между собою о всех сих событиях 

Лопухин А.П.

и разговаривали между собою о всех сих событиях 

Толкования на Лк. 24:15

Свт. Филарет (Дроздов)

И бысть беседующема има и совопрошающемася, и Сам Иисус приближився идяше с нима 
Лука и Клеопа за добрую о Христе, хотя и несовершенную в вере и разумении, на пути беседу получили чудную награду. Бысть, беседующема има и совопрошающемася, и сам Иисус приближися, идяше с нима. Сперва показался Он им неизвестным путешественником, и не дал им узнать Себя, без сомнения, по предусмотрению, что внезапность открытаго чудеснаго явления поразила бы их душевныя и телесныя силы, и сделала бы их неспособными принять наставление, которое Он намерен был преподать им. От собственнаго их разговора Он заимствовал случай изложить и истолковать им предречения и предзнаменования священных Писаний о Его страдании, смерти и воскресении; и таким образом прекратил их недоумения, и утвердил колебавшуюся веру их. И в то же время тайным действием Своей Божественной силы Он возжег в сердцах их святый огнь благодатнаго утешения. Наконец, когда, собеседуя, дошел с ними до Еммауса и до места привитания их, и когда они не хотели разстаться с таким собеседником, Он вошел с ними в дом, возлег с ними за трапезу, и, как уже приготовленным к общению открыто чудесному, благословляя и преломляя хлеб, даровал им совершенную радость узнать Его, и увидеть в свете воскресения Его. Сие осияние было мгновенно, и Он тотчас перестал быть видим: потому что уже совершилось действие, благопотребное и благотворное для видящих и для тех, которые от них услышат о бывшем видении. 
Беседа в третий день Пасхи. 1856 г. 

Блж. Августин

И бысть беседующема има и совопрошающемася, и Сам Иисус приближився идяше с нима 

Блж. Феофилакт Болгарский

И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними 

Лопухин А.П.

Ст. 15-16 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его 
«И Сам Иисус» (καὶ αὐτὸς Ἰησοῦς). Т.е. Сам Иисус лично, о Котором путники только что говорили друг с другом. 
«Приблизившись» – вероятно, нагнав их. 
«Глаза их были удержаны». Это было особое чудесное действие Божие (соответственное «открытию» глаз, о котором упомянуто в 31-м стихе). Евангелист Марк объясняет это несколько иначе (Мк.16:12), но его сообщение можно рассматривать как поясняющее это чудесное божественное действие: глаза учеников «были удержаны» (Лука), потому что Христос явился им в новом виде (Марк). 

Толкования на Лк. 24:16

Блж. Августин

очи же ею держастеся, да Его не познаета 

Блж. Феофилакт Болгарский

Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его 

Лопухин А.П.

Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его 

Толкования на Лк. 24:17

Блж. Августин

Рече же к нима: что суть словеса сия, о нихже стязаетася к себе идуща, и еста дряхла 
 

Блж. Феофилакт Болгарский

Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны 

Лопухин А.П.

Ст. 17-24 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели 
На вопрос Христа, о чем путники так горячо рассуждают и в чем причина печали, отражающейся на их лицах, они, вероятно, один вслед за другим, взаимно друг друга пополняя, рассказывают Христу о своих несбывшихся надеждах на Мессию. Но сначала (стих 18) только один из них выразил удивление по поводу того, что подошедший к ним незнакомец спрашивает их о том, что должно быть известно всякому бывшему на празднике в Иерусалиме (а незнакомец, по мнению Клеопы, возвращался именно с праздника Пасхи домой). Имя Клеопа сокращено из имени Клеопатр (Κλεοπάτρος). Это совсем не то, что имя Клопас у Ин.19:25. Там по нашим русскому и славянскому текстам оно обозначено неправильно: Клеопа. 
«Неужели Ты… не знаешь…» (стих 18). Клеопа всецело занят мыслью о судьбе Христа, и потому он удивляется, что незнакомец еще спрашивает, о чем они рассуждают. «Конечно, – как бы говорит Клеопа, – о Христе! О чем же теперь еще можно рассуждать? И вопрос твой как будто бы показывает, что ты и не был в Иерусалиме, иначе ты и не спрашивал бы, о чем мы рассуждаем». 
«И сказал им: о чем?» (стих 19). Ревиль (т. 2, с. 321) ставит в некоторый укор Христу, что Он «притворялся» незнающим о событиях в Иерусалиме. Но Господь просто давал возможность путникам высказать все свои недоумения, чтобы потом их разрешить. Точно так же и далее, делая вид, что хочет уйти от них, Он этим самым давал им возможность проявить к Нему чувство расположения, которое в них пробудилось. 
«Который был пророк», точнее: «выступил как пророк» (ἐγένετο). Путники не называют Христа Мессией – очевидно, смерть Христа повлекла за собой падение их надежд на Христа как на Мессию, но, тем не менее, они все же считают Его пророком (название почетное), Который показал себя таким и на делах, т. е. в чудесных знамениях, и на словах, т. е. в учении. И таким Он явил Себя и пред Богом, и пред народом, т. е. казался не только народу пророком, но и был таким в действительности («пред Богом», ср. Лк.1:6). 
«Для осуждения на смерть» (стих 20; см. Лк.23:24). 
«И распяли Его», так как это они были истинными виновниками смерти Христовой. Замечательно, что путники не вменяют ответственности за смерть Христа всему иудейскому народу, а считают виновными только представителей народа. И в самом деле, народ в целом, скорее, был на стороне Христа, и только толпа подученных иудеев поддерживала первосвященников в их требованиях, обращенных к Пилату. 
«А мы надеялись…» (стих 21). Путники, как представители низших классов народа – не иерархии иудейской, – имели надежду на Христа как на Мессию-Царя, восстановителя политического могущества Израиля (ср. Деян.1:6). 
«Уже третий день ныне…» Очевидно, путники имеют в мыслях предсказание Христа о том, что Он на третий день воскреснет1)
«Но и некоторые женщины…» (стих 22), т. е.: но хотя наши надежды на Иисуса как на Мессию пали, тем не менее, случилось обстоятельство, которое их снова несколько оживило: некоторые из наших, т. е. принадлежащих к обществу последователей Христа, женщин привели нас в изумление. Они ходили рано утром (в какой день – не сказано) ко гробу Христа и не нашли там Его тела. Сказывали они также нам, что видели и явление Ангелов, возвещающих, что Христос жив. После этого некоторые из наших, т. е. из учеников Христа (следовательно, не только апостол Петр, о котором упомянуто в 12-м стихе), ходили ко гробу и подтвердили, что тела Христова там действительно нет, но, тем не менее, Самого Христа, о Котором Ангелы возвестили женщинам как о живом, они не видели. 
О явлении Самого Христа женщинам (Мф.28:9–10) путники ничего не говорят (см. комментарии к Мк.16:6). 
1) Греческий текст этого места довольно непонятен. Τρίτην ταύτην ἡμέραν ἄγει σήμερον – уже третий день ныне. К чему относится здесь глагол ἄγει? Некоторые относят его к слову αὐτός – Он, но тут получается совершенно нескладное выражение: «Он (Христос) ведет уже третий день». Поэтому лучше на основании исследования Меркса (1906, S. 526–528) читать это место так: καὶ ἰδοὺ τρεῖς ἡμέραι – и вот три дня: В Синайском кодексе глагол ἄγει также опущен. Слово σήμερον – «ныне» опущено и у Тишендорфа.

Толкования на Лк. 24:18

Блж. Августин

Отвещав же един, емуже имя Клеопа, рече к Нему: Ты ли един пришлец еси во Иерусалим, и не уведел еси бывших в нем во дни сия 

Блж. Феофилакт Болгарский

Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни 

Лопухин А.П.

Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни 

Толкования на Лк. 24:19

Блж. Августин

И рече има: киих; Она же реста Ему: яже о Иисусе Назарянине, иже бысть муж пророк, силен делом и словом пред Богом и всеми людьми 

Блж. Феофилакт Болгарский

И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом 

Лопухин А.П.

И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом 
 

Толкования на Лк. 24:20

Блж. Августин

како предаша Его архиерее и князи наши на осуждение смерти и распяша Его 

Блж. Феофилакт Болгарский

как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его 

Лопухин А.П.

как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его 

Толкования на Лк. 24:21

Блж. Августин

мы же надеяхомся, яко Сей есть хотя избавити Израиля: но и над всеми сими, третий сей день есть днесь, отнелиже сия быша 

 Блж. Феофилакт Болгарский
А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло 

Лопухин А.П.

А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло 

Толкования на Лк. 24:22

Блж. Августин

но и жены некия от нас ужасиша ны, бывшыя рано у гроба 

Блж. Феофилакт Болгарский

Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 

Лопухин А.П.

Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 

 Толкования на Лк. 24:23

Блж. Августин

и не обретшя телесе Его, приидоша, глаголющя, яко и явление Ангел видеша, иже глаголют Его жива 

Блж. Феофилакт Болгарский

и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив 

Лопухин А.П.

и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив 

Блж. Августин

и идоша нецыи от нас ко гробу и обретоша тако, якоже и жены реша: Самаго же не видеша 

Блж. Феофилакт Болгарский

И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели 

Лопухин А.П.

И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели 

Толкования на Лк. 24:25

Блж. Августин

И Той рече к нима: о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы 

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 25-35 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба 
Поскольку они размышляли по-человечески и страдали большим сомнением, то Господь называет их несмысленными и медлительными в веровании всему тому, что предсказывали пророки. Ибо можно веровать отчасти и веровать всецело. Например, кто надеется, что Христос придет для спасения народа, впрочем, не для спасения душ, но для восстановления и избавления иудейского народа, тот верует не настолько, насколько должно веровать. Равно и тот, кто словам Давида: «пронзили руки Мои и ноги Мои» (Пс. 21:17) и прочим словам относительно креста и обстоятельств на кресте верует, как пророчеству от лица Господа, и места Писания о страдании принимает, но не принимает в рассуждение места о воскресении, каковы, например, сии: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), «между мертвыми» (Пс. 87:6), «освобождает узников от оков» (Пс. 67:7) и подобные, тот имеет веру не совершенную, но верует отчасти. А должно верить пророкам во всем, как относительно состояния уничижения, так и относительно состояния славы. Ибо Христу нужно было пострадать - это уничижение. Но нужно было Ему войти и в славу Свою - это прославление. Вы же так несмысленны, что слыша Исаию, говорящего о том и другом состоянии, именно: «веден был Он на заклание» и «хочет Господь явить Ему свет» (Ис. 53:7-11), первое принимаете, а о втором не помышляете: тому, что Он «изъязвлен был», веруете, а того, что Господь хочет очистить Его от язвы (Ис. 53:5-10), и в ум не берете. Но поскольку, «говорит», вы «несмысленны», то есть медлительны (ибо если бы они были несмысленны то Он ничего не стал бы и говорить им), поскольку вы медлительны, то Я раскрою ваш ум и сделаю его быстрым в мышлении. Поэтому Он и изъяснил им из Моисея и из всех пророков сказанное о Нем. Таинство жертвоприношения Авраамова, когда он, оставив живым Исаака, принес во всесожжение овна, служило прообразованием относительно Господа, как и Сам Господь говорит, что Авраам видел день Его, и возрадовался (Ин. 8:56). И это место: «жизнь твоя будет висеть пред тобою» (Втор. 28:66), в одно и то же время указывает и на распятие словом «висеть» и на воскресение словом «жизнь». Рассеяны и в прочих пророчествах изречения о кресте и о воскресении, особенно у важнейших пророков. Таких мест можно набрать и из них. - Примечай, пожалуй, и то, что вход в славу зависит от перенесения страданий. - Господь показывает вид, что хочет идти далее, без сомнения, по человечеству. - Когда Он соизволяет, тогда очи их отверзаются, и они узнают Его. Сим обозначается и нечто другое, именно: что у тех, кои причащаются благословенного хлеба, отверзаются очи для указания Его. Ибо плоть Господа имеет великую и несказанную силу. - Он становится им невидимым, потому что имел не такое уже тело, чтоб надолго пребывать с ними телесно, и вместе для того, чтобы таковым действием еще более усилить их любовь. - Они так обрадовались что «в тот же час: встали и возвратились в Иерусалим, впрочем, возвратились не в тот же час, ибо встали в тот же самый час, а возвратились спустя столь много (времени), сколько нужно было им на переход расстояния в шестьдесят стадий. В эти часы, конечно, Господь явился и Симону, покуда эти два мужа совершали обратный путь в Иерусалим. - «Сердце» их «горело» или от огня слов Господних, когда при изъяснении Господом они внутренне разгорались и соглашались с Его речами как истинными, или, когда Он изъяснял им Писания, сердце их билось и внутренне говорило: Сей Самый, Который изъясняет нам, есть Господь. 

Лопухин А.П.

Ст. 25-27 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании 
«Тогда Он сказал им», точнее: и Он, со Своей стороны, после того как ученики обнаружили такую безутешность, сказал им. 
«О, несмысленные», т. е. неспособные к уразумению (ἀνόητοι – относится к мыслительной способности), «и медлительные сердцем», т. е. неспособные к живым чувствованиям и слабые волею. 
«Чтобы веровать всему» – не только отдельным пунктам, на которых останавливались пророки, а вообще всему изображенному у пророков ходу домостроительства спасения. У них, апостолов, нет такого обширного кругозора, при котором бы можно было дать ясный смысл каждому событию из жизни Христа и, в частности, понять смысл Его смерти. 
«Не так ли надлежало…» Точнее: не это ли (именно что Он перенес) нужно было претерпеть Христу и потом войти в Свою славу (т. е. стать Царем славного Своего Мессианского Царства)? 
«И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им» (ἀπὸ Μοϋσέως καὶ ἀπὸ πάντων τῶν προφητῶν), т. е. Христос начал Свои разъяснения истории домостроительства человеческого спасения с книг Моисея, а потом, покончив с ними, перешел к книгам пророческим и указывал в них места, относящиеся к Нему как к Мессии и, таким образом, обозрел все мессианские пророчества, находящиеся в Священном Писании. Вероятно, под пророческими книгами здесь евангелист понимает все остальные книги Ветхого Завета после книг Моисеевых, следовательно, и псалмы, пророчества которых Христос не мог здесь не привести, раз Он приводил их и раньше (см., например, Лк. 20:42). 

Толкования на Лк. 24:26

Прп. Исидор Пелусиот

Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою 
Если подобаше пострадати Христу (Лк.24:26), то почему наказаны распявшие? Поскольку писал ты: если подобаше пострадати Христу, то почему наказаны распявшие? - ответствую на сие. Сказанное: подобаше пострадати, - указывает на вольное избрание страдания и на Божественное домостроительство, но не подает мысли об извинительности действовавших; потому что злонамеренность нечестивых не была в согласии с Божественным изволением. Она старалась даже разрушать то, что домостроительствовал Бог. Потому в злодеях действовало нечестие, а Богом совершено премудрое домостроительство и освобождение людей. Лукавство распинателей обращено в благодеяние человеческому роду, и плоть ехидны употреблена на приготовление врачебного пособия. 

Блж. Августин

не сия ли подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою 

Блж. Феофилакт Болгарский

Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою 

Лопухин А.П.

Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою 

Толкования на Лк. 24:27

Блж. Августин

И начен от Моисеа и от всех пророк, сказаше има от всех писаний яже о Нем 

Блж. Феофилакт Болгарский

И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании 

Лопухин А.П.

И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании 

Толкования на Лк. 24:28

Блж. Августин

И приближишася в весь, в нюже идяста: и Той творяшеся далечайше ити 

Блж. Феофилакт Болгарский

И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее 

Лопухин А.П.

Ст. 28-31 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них 
Когда путники приближались к Эммаусу, Христос, вероятно, стал с ними прощаться, показывая таким образом, что Он не остановится в Эммаусе. Таким способом Он побуждал путников пригласить Его остаться с ними, если они действительно чувствовали потребность в дальнейшей беседе с Ним. И действительно, они почувствовали, что не могут так скоро с Ним расстаться и стали удерживать Его своими просьбами остаться вместе с ними (у кого-нибудь из этих путников в Эммаусе, вероятно, был свой дом). 
«И Он вошел» – вошел в селение. 
«Взяв хлеб, благословил…» Христос поступает в этом случае не как гость, но как хозяин дома, по Своему обычаю, какого Он держался в кругу учеников (ср. Лк.9:16). Мнение некоторых отцов Церкви (свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин) и католических толкователей, по которому Христос совершил в Эммаусе Евхаристию (причем католики пользуются стихами 30 и 35 для защиты учения о причащении под одним видом) не имеет здесь для себя никакого основания). 
«Тогда открылись у них глаза». Это выражение обозначает вновь появившуюся способность знать прежде недоступное для познания (ср. Быт.3:5, 7; Быт.21:19). 
«Но Он стал невидим для них», т. е. неприметно для них удалился (вместо «для них» нужно переводить «от них», так как при первом переводе, который и не соответствует греческому выражению ἀπ́ αὐτῶν, может быть сделано предположение, что Христос все же оставался в доме, но только был невидим путниками). 

Толкования на Лк. 24:29

Блж. Августин

и нуждаста Его, глаголюща: облязи с нама, яко к вечеру есть, и приклонился есть день. И вниде с нима облещи 

Блж. Феофилакт Болгарский

Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними 

Митр. Антоний (Храповицкий)

Когда посетило тебя светлое умиление, когда луч Божией благодати как бы открыл пред тобою лице Божие, и священный ужас вместе с блаженною радостью озарил сердце; то не в свои ощущения вдумывайся, а отдайся потоку мыслей, которые вливаются в твою душу, и бери под проверку твои дела и жизнь, как Закхей, когда к нему пришел Спаситель, «чтобы подвигнуть себя на исправление жизни и на служение добродетели». «Господи! се пол имения моего отдам нищим и аще кого чем обидех, воздам четверицею» (Лк. 19:8). Доброе чувство и духовный восторг должно закрепить в своей душе подвигом либо борьбы с грехами своими, либо делами любви. Если б те два блаженных путника в вечер по Воскресении ограничились «горением сердец» при изъяснении пророчеств, то не познали бы своего Собеседника: но они исполнили заповедь странноприимства «и нуждаста Его глаголюще облязи с нама, яко к вечеру есть и приклонился есть день». Тогда только «онема отверзостеся очи и познаста Его». Письмо к священнику о научении молитве. 

Лопухин А.П.

Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними 

Толкования на Лк. 24:30

Блж. Августин

И бысть яко возлеже с нима, (и) приим хлеб благослови, и преломив даяше има 

Блж. Феофилакт Болгарский

И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им 

Лопухин А.П.

И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им 

Толкования на Лк. 24:31

Прп. Нил Синайский

Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них 
В недоумение приведен ты написанным, что Господь по воскресении, явившись Клеопе и бывшему с Ним, «невидим бысть има» (Лк. 24:31). Читал ты, что сказано у Моисея о грешниках в Содоме: «разслабишася, ищуще дверей» блаженного Лота (Быт. 19:11). Явно же, что двери у праведника были действительные, а не мечтательные, подлинно существовали, а не только представлялись лживо. Посему, если действительно существовавшие двери для одних были явны и видимы, для Содомлян же соделались неявными и невидимыми, то и Иисус Христос, Господь всяческих, по воскресении иным являлся, а для иных не был явственно зрим. Господь, умерший за грехи наши, действительно восстал из мертвых, и так как плоть Его по причине нетления состояла из тончайших частей, то святое и многоценное тело сие, когда хотел, скрывал Он и, когда хотел, делал видимым. Ибо написано: «невидим бысть има». Посему слова: «невидим бысть», – не понимай так, будто бы Он исчез, и не почитай воскресения, как иные, одним призраком или сонною мечтою. Иначе к чему же сказано: «осяжите и видите», и т. п. (Лк. 24:39)
Письма на разные темы. Епископу Иларию. 

Блж. Августин

онема же отверзостеся очи, и познаста Его: и Той невидимь бысть има 

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них 

Лопухин А.П.

Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них 

Толкования на Лк. 24:32

Блж. Августин

И рекоста к себе: не сердце ли наю горя бе в наю, егда глаголаше нама на пути и егда сказоваше нама писания 

Блж. Феофилакт Болгарский

И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание 
См. Толкование на Лк. 24:25 

Лопухин А.П.

Ст. 32-35 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба 
«Не горело ли в нас сердце наше…» Не была ли наша душа в необыкновенно сильном возбуждении (ср. Пс.38:4; Иер.20:9)? Путники жалеют о том, что они не догадались раньше, что с ними шел Христос. Они досадуют, как это могло с ними случиться, почему они не обратили внимания на голос своего сердца. 
Обрадованные ученики, оставив трапезу, спешат в Иерусалим и идут к апостолам, которые сообщают им, что Христос действительно воскрес и уже явился Симону (об этом явлении рассказывается только у одного евангелиста Луки да еще у апостола Павла в 1Кор.15:5). Путники Эммаусские рассказали, со своей стороны, о бывшем им явлении Христа. 

Толкования на Лк. 24:33

Блж. Феофилакт Болгарский

И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними 

Лопухин А.П.

И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними 

Толкования на Лк. 24:34

Блж. Феофилакт Болгарский

которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону 

Лопухин А.П.

которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону 

Толкования на Лк. 24:35

Блж. Феофилакт Болгарский

И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба 

Лопухин А.П.

И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба 

Толкования на Лк. 24:36

Свт. Григорий Палама

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам 
Мне кажется, что словами: «Ста посреде Учеников», Евангелист являет, что Он утвердил их в вере в Него самым Своим явлением и благословением. Ибо не только Он стал посреде их всех, но и посреде сердца каждого из них, и утвердил в вере, так что о каждом сердце можно сказать оное псаломное слово: «Бог посреде его и не подвижеся» (Пс.45:5). Ибо от того времени Господни Апостолы стали твердыми и непоколебимыми. Стал же посреде них и сказал им: «Мир вам» – это сладкое, искусное и обычное для Него приветствие. «Мир» имеет двоякое значение: есть мир, который мы имеем по отношению к Богу, являющийся, главным образом, плодом благочестия; и мир, который мы имеем по отношению друг к другу, который рождается вследствие евангельских наставлений; оба (этих мира) преподал Господь в едином приветствии Своем. И как Он заповедывал им делать, когда впервые послал их говоря: «В оньже аще дом внидите, глаголите: мир дому сему» (Лк.10:5), так и Сам Он делает; войдя в дом, в котором они были собраны, подобным же образом, Он преподал мир. 
Омилия 21. На Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 

Прав. Иоанн Кронштадтский

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам 
Для чего Господь часто преподавал мир, говоря: мир вам? Для того, чтобы ты знал, что когда у тебя на сердце мир: во время ли молитвы, после ли ее или после исповедания грехов твоих и причащения животворящих Таин – тогда с тобою Господь. Господь с тобою преискренне в Тайнах: ухватись за Чашу, как за ноги Его, и моли Его о всем, что нужно. 
Дневник. Том III. 1859-1860. 

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 36-44 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах 
Господь, все устрояющий для нашего спасения, становится посреди учеников, с намерением уверить их в воскресении. И, во-первых, обычным приветствием мира утишает их смущение, а потом показывает, что Он Самый есть Учитель их, который любит это приветствие и который вооружал их этим приветствием, когда посылал на проповедь (Мф. 10, 12; Лк. 10, 5). Поскольку же от этого слова не укротилось душевное их смущение, Он иначе показывает им, что Он есть Сын Божий, знающий сердца. «Для чего, - говорит, - такие мысли входят в сердца ваши?» А всеми признано, что знать сердца свойственно одному Богу (Пс. 138), Присовокупляет и еще иное доказательство - осязание рук и ног. Вы, - говорит, - считаете Меня за духа или за привидение, каковых обыкновенно много от умерших представляется, особенно при гробах. Но знайте, что дух не имеет ни плоти, ни костей, а Я имею и плоть, и кости, хотя Божественнейшие и духовные. Ибо тело Господа хотя не было духом, но было «духовно», то есть чуждо всякой вещественной грубости, и управлялось духом. Тело, какое мы ныне имеем, «душевно», то есть управляется душой и оживотворяется естественными и душевными свойствами и силами. А тело, каким оно будет по воскресении, Павел называет духовным (1 Кор. 15, 44), то есть оно оживотворяется и управляется Духом Божиим, а не душой, быв неизреченным и духовным образом пересоздано для нетления и сохраняясь в оном. Так нужно мыслить о теле Господнем по воскресении, именно как о духовном, тонком, чуждом всякой грубости, не нуждающемся ни в пище, ни в другом чем, хотя Господь и вкушал для уверения. Ибо если Он вкушал, то вкушал не по природе тела Своего, но по особенному устроению, именно: чтобы показать, что воскресло то же самое тело, которое страдало. А в природе этого тела было входить сквозь запертые двери, без труда переходить от места до места. - Когда же ученики еще не верили, ни осязанием не убеждались, то Господь присовокупил и еще доказательство - вкушение пищи, потребляя едомое некоторой божественной силой. Ибо все, что естественно поедается устами, афедроном выходит, а Он, как мы сказали, вкушает не по закону природы, но по особенному устроению. Употребленные Им яства, кажется, имеют и некоторый прикровенный смысл. Вкушая часть печеной рыбы, Господь дает знать, что Он огнем Своего Божества испек наше естество, плавающее в соленой жизни сей, обсушил всю влагу, приставшую к нему от глубоких вод, а особенно от волн, и таким образом сделал оное Божественной пищей, сделав приятной Богу снедью то, что было прежде скверно. Это означается пчелиным сотом, то есть нынешняя сладость нашего естества, прежде отверженного. Или, я и то думаю, что «печеной рыбой» означается деятельная жизнь, которая с помощью пустыннических и молчальнических углей истребляет в нас большую влажность и тучность, а «сотовым медом» - знание или созерцание, так как речения Божия сладки (Пс. 18, 11). Впрочем, есть мед трутневый - языческая мудрость, и есть мед пчелиный - премудрость Божественная, а пчела есть Христос. Хотя она мала величиной, ибо слово сокращенно и слабо силой, ибо Павел проповедует не в силе слова, чтобы не упразднить креста (1 Кор. 1, 17), однако же, она любезна царям и частным людям, кои труды ее употребляют на здоровье душам. 


Лопухин А.П.

Ст. 36-49 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше 
Это явление, о котором упоминает также евангелист Марк (Мк.16:14 и сл.), есть то же самое, которое евангелист Иоанн изображает как разделенное на два: первое, бывшее десяти ученикам, без Фомы, и второе, имевшее место 8 дней спустя после первого, бывшее для уверения Фомы. Евангелист Лука соединяет оба эти явления в одно, потому что они одинаковы по свойству и цели. 
«Сам Иисус стал посреди них» (стих 36). Здесь слово «Иисус» в древнейших кодексах не читается. Появление Христа, очевидно, было столь же чудесно по своей внезапности, как и Его исчезновение, о котором сказано в 31-м стихе, и этой неожиданностью появления можно отчасти объяснить испуг, который почувствовали ученики. 
«Духа» (стих 37), т. е. выходца из загробного мира, имеющего только видимость тела (то же, что «призрак» в Мф.14:26). 
«Что смущаетесь», т. е. чем вы смущены (τί τεταραγμένοι ἐστέ) «и для чего такие мысли…» т. е. почему в вашей душе появляются такие мысли? (стих 38). Господь высказывает Свое удивление по поводу того, что апостолы не приняли Его тотчас же за Того, Кто Он есть на самом деле. 
«Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам» (стих 39). Прежде всего Господь выводит учеников из смущения тем, что убеждает их в тождестве Своей личности с Тем, Кто был их Учителем и Господом. «Посмотрите», что (ὅτι – «что» в русском тексте пропущено) «это Я Сам». Если Он при этом им указывает на руки и ноги Свои, то, очевидно, потому, что на них были знаки от гвоздей, и эти знаки удостоверяли в том, что пред ними стоял действительно их Господь, Который был распят на кресте. 
«Осяжите Меня…» Здесь Господь имеет другую цель. Так как апостолы боялись, что перед ними находился только «дух», то Христос приглашает их убедиться в противном: у Него есть плоть и кости. 
«Когда же они от радости еще не верили…» (стих 41). Неожиданная радость нередко заставляет человека усомниться в истинности события, послужившего источником радостного возбуждения. 
«И, взяв, ел пред ними» (стих 43). Здесь, как показывает сама цель действия Христа, не может быть и речи о том способе вкушения, какой в Священном Писании приписывается Ангелам (Быт.18:8), это было действительное, а не кажущееся вкушение. В книге Деяний сказано об апостолах, что они «ели и пили» со Христом «по воскресении Его из мертвых» (Деян.10:41), следовательно, одинаковым образом вкушали пищу и они, и Христос. 
«И сказал им» (стих 44). Многие толкователи полагают (см. например, у Кейля), что между 43-м и 44-м стихами должен быть промежуток во времени, что в 44-м стихе начинается или рассказ о новом явлении Христа, или же изложение всех речей Христовых, сказанных Им по воскресении. Но нет сомнения, что изображенное до 44-го стиха явление Христа остановилось бы, так сказать, незавершенным, если бы Христос тогда не сообщил апостолам тех разъяснений, какие идут именно с 44-го стиха. Поэтому правильнее будет полагать, что пока евангелист изображает еще явление, имевшее место в вечер воскресения. 
«Вот то, о чем Я говорил» (стих 44), т. е. вот как осуществились Мои слова, сказанные вам раньше, – слова о том, «что надлежит исполниться…» (ср. Лк.18:31 и сл.; Лк.22:37). 
«Еще быв с вами». Теперь Христос уже не находится постоянно с апостолами и прежнее общение их с Ним уже невозможно. Если Христос теперь и является апостолам, то только для того, чтобы убедить их в истинности Своего воскресения. 
«В законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Под «законом» у иудеев понимались книги Моисеевы, под «пророками» – книги Иисуса Навина, Судей, Царств и в собственном смысле пророческие книги, исключая книгу Даниила, под «псалмами» – вероятно, все остальные канонические книги Ветхого Завета (т.н. «кетувим» – писания), названные здесь «псалмами» потому, что Господь, очевидно, имел в виду, что в книге Псалмов находится о Нем пророчеств более, чем во всех остальных книгах этого последнего, третьего, раздела Библии. (Заметить нужно, что артикль находится только перед выражением νόμῳ Μωϋσεώς – «в законе Моисеевом», это показывает, что Христос рассматривает все книги как одно целое.) 
«Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (стих 45). По мнению некоторых толкователей (например, еп. Михаила), Господь совершил это посредством чудесного внезапного озарения, а потом и посредством Своего истолкования Писаний в течение сорока дней до вознесения. С последним нельзя согласиться, потому что здесь идет речь пока только о явлении Христа в вечер воскресения. Первое же предположение не заключает в себе ничего невероятного. 
«Так написано» (стих 46), т. е. таким именно способом, на какой Я указывал вам, когда вводил вас в уразумение Писания. 
«Пострадать Христу, и воскреснуть…» Это и следующие выражения (стих 47) представляет собой краткую формулировку ветхозаветных пророчеств о Мессии. 
«Во имя Его» (стих 47), т. е. в силу того, что Он Своею смертью и воскресением осуществил все пророчества о Нем как о Мессии – Спасителе и Искупителе, и могло быть возвещено прощение кающимся грешникам (в греческом тексте стоит ἐπὶ τῷ ὀνόματι αὐτοῦ – «на имени», но лучше читать с Тишендорфом εἰς τὸ ὄνομα – «во имя»). 
«Начиная с Иерусалима». Иерусалим, как столица теократии, должен быть точкой отправления для проповеди о Христе (ср. Ис.2:3, 40:9; Деян.1:8). 
«Свидетели сему» (стих 48), т. е. всему, соделанному Христом, и свидетели Его страданий, смерти и воскресения. 
«И» се, «Я пошлю» (стих 49) – точнее: «и вот Я посылаю» (настоящее время ἀποστέλλω обозначает событие, которое должно совершиться в самом скором времени). 
«Обетование Отца Моего на вас», т. е. что обещал Мой Отец через пророков, именно, излияние Святого Духа (Иоил.2:28 и сл.; Ис.44:1 сл.; Иез.36:27; ср. Деян.2:16 и сл.). 
«Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме». Если 49-й стих соединять с предшествующей речью Христа, то выходит, что апостолы не должны были оставлять Иерусалима до сошествия на них Святого Духа. Так как в таком случае вовсе устраняются явления Христа, бывшие в Галилее, о которых сообщают евангелисты Матфей и Иоанн, то некоторые толкователи видели здесь начало описания последнего явления Христа ученикам, бывшего в день вознесения. Таким образом, между 48-м и 49-м стихами полагают промежуток в 40 дней. Ввиду того, что иного способа соглашения евангельских повествований не находится – другие способы примирения не заслуживают доверия, – остается принять именно такое предположение, что с 49-го стиха начинается описание последнего явления Христа апостолам. Значит, евангелист Лука в своем Евангелии описывает только два явления Христа апостолам: первое – в день воскресения (стихи 36–48) и последнее – в день вознесения (стихи 49–51). 
«Доколе не облечетесь силою свыше». Образ облечения указывает на снаряжение в путь, может быть, воина, надевающего свое вооружение: апостолы – тоже воины Христовы! «Сила свыше» – благодать Святого Духа, которая и есть новая сила, получаемая через Святого Духа (ср. Деян.1:8; Лк.1:35). 
 

Введенский мужской ставропигиальный
 монастырь Оптина Пустынь

 
 

 
Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • Вторник 4-й седмицы Великого поста. Проповедь игумена Венедикта (Кантерса)
  • 3 марта, воскресенье - Неделя о блудном сыне
  • Почему я не боюсь смерти
  • Если бы Господь прошел сегодня по нашим улицам. Вербное воскресенье
  • Может ли человек, не верующий в бога, быть высоконравственным?


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Май 2021 (27)
    Апрель 2021 (64)
    Март 2021 (22)
    Январь 2021 (4)
    Декабрь 2020 (2)
    Ноябрь 2020 (2)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2018