Главная » ВиО » Священное Предание » Понедельник Светлой седмицы
 
Понедельник Светлой седмицы  
От Светлого Христова Воскресения седмицы начинаются с воскресного дня и оканчиваются субботой. Слово седмица означает годовой отрезок, равный семи дням. Слово седмица имеет библейское происхождение, так как Бог сотворил Свои дела за шесть дней и в седьмой день почил от дел. Начинается седмица с Недели, что значит не делать в этот день согласно 5-й заповеди Бога.

Этот день посвящен памяти о воскресении Христа из мертвых, он так и остался в народном календаре – воскресенье. Далее следует первый день по Неделе – понедельник. Затем второй – вторник, после которого наступает середина – среда. Четвертый день – четверг. Пятый – пятница. И завершает седмицу суббота, название которой установлено еще в Ветхом Завете через пророка Моисея. Суббота была установлена Богом как день покоя от дел, но в Новом Завете этот день заменил день Воскресения. Во всех календарях воскресенье остается выходным днем.


С апостольских времен торжественное празднование христианской Пасхи подобно ветхозаветной продолжается целую седмицу. На Шестом Вселенском Соборе в 66-ом правиле было принято «От дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новой (Фомины), во всю седмицу верные должны в святых церквах непрестанно упражняться в псалмах и пения духовных, радуясь и торжествуя о Христе и внимая чтению Божественных Писаний наслаждаться святыми Таинами (Св. Причащением). Ради этого торжества не бывает конское ристалище или иное народное зрелище». В Светлую седмицу отменяется пост в среду и четверг, поэтому она называется сплошная.

Согласно библейскому преданию в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам и в течение 40 дней рассказывал им о Царстве Небесном, после чего вознесся небо. В Светлый понедельник согласно Евангелию Христос воскреснув явился неузнанным двум своим ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин:

«И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк., 113-е зач., 24:12–35).

Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Ин. 20:19–25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу.  
Во всю Светлую седмицу совершается пасхальный трезвон.


ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Джеймс Тиссот. Иоанн Креститель и фарисеиЕвангелие святого апостола Иоанна, глава 1, стихи 18 - 28:

18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
24 А посланные были из фарисеев;
25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.


Деяния святых апостолов, глава 1, стихи 12 - 17:

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия!  Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;


Деяния святых апостолов, глава 1, стихи 21 - 26:

21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.


Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна (Ин. 1:18-28) 

Ин.1:18. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Сказав, что благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа, и, желая подтвердить это, евангелист говорит: «Я не сказал ничего невероятного. Ибо Моисей, как и никто другой, ни Бога не видел, ни нам не мог сообщить о Нем ясного и наглядного понятия, но, будучи рабом, послужил только к написанию закона. А Христос, будучи Сыном Единородным и находящимся в недре Отца, не только видит Его, но и всем людям ясно говорит о Нем. Таким образом, поелику Он Сын и видит Отца, как сущий в недре Его, Он справедливо дал нам благодать и истину.»

Но, быть может, скажет кто-нибудь «мы здесь узнаем, что никто не видел Бога»; как же пророк говорит «видел я Господа» (Ис.6:1)? Пророк видел, но не самую сущность, а некоторое подобие и некоторое умственное представление, насколько мог видеть. Притом же иной видел в том образе, другой – в другом. А отсюда явно, что они видели не самую Истину, ибо Ее, по существу простую и безобразную, не созерцали бы в разных видах. И ангелы не видят сущности Бога, хотя и говорится о них, что они видят лице Бога (Мф.18:10). Сим указывается на то только, что они всегда представляют в уме своем Бога. Итак, один только Сын видит Отца и являет Его всем людям.

Слыша о недре Отца, не представляй ничего телесного в Боге. Евангелист употребил такое название с целью показать средство, нераздельность и совечность Сына с Отцом.

Ин.1:19. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
Ин.1:20. Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос
.

Выше евангелист сказал, что Иоанн свидетельствует об Нем; потом вставил, что засвидетельствовал Иоанн о Христе, именно: что Он стал впереди меня, и что все мы пророки приняли от полноты Его; теперь прибавляет: «и вот свидетельство Иоанново». Какое? То, о котором выше сказал, именно: «впереди меня» и прочее. Но и нижеследующие слова «я не Христос» составляют также свидетельство Иоанна.

Иудеи послали к Иоанну людей, по их мнению, лучших, именно: священников и левитов, и притом иерусалимлян, с тем, чтобы они, как умнейшие других, ласкою убедили Иоанна объявить самого себя за Христа. Смотри на уклончивость. Не спрашивают прямо «Христос ли ты?», но – «кто ты?» А он, видя их лукавство, не говорит, кто он, а объявляет, что я не Христос, имея в виду цель их и всячески привлекая их к вере, что Христос есть иной, Тот, Кого они считают бедным сыном бедного отца-плотника, происходящим из бедного отечества Назарета, от которого они не ожидали ничего доброго. Между тем о самом Предтече они имели высокое мнение, так как он имел отцом первосвященника и жизнь вел ангельскую и почти бесплотную. Почему стоит удивления, как они запутываются в том, чем думали повредить славе Христа. Они спрашивают Иоанна, как человека достоверного, чтобы в его свидетельстве иметь предлог к неверию во Христа в том случае, если бы он не объявил Его Христом. А это обратилось против них. Ибо находят, что тот, кого они считали достоверным, свидетельствует в пользу Христа и чести Его не присвояет себе.

Ин.1:21. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

На основании древнего предания ожидали пришествия Илии. Посему спрашивают Иоанна, не Илия ли он, так как и жизнь его была подобна жизни Илииной? Но он отрекся и от сего.

Ты – тот пророк? Он отрекается и от сего, хотя был пророк. Как же отрекается? Почему? Потому что не спрашивали его: ты пророк? Но сделали вопрос: ты тот пророк? Тот пророк, которого ожидают, о котором Моисей сказал, что Господь Бог восставит вам пророка (Втор.18:15)? Итак, Иоанн отрекся не оттого, что он пророк, а оттого, что он – тот пророк, которого ожидают. А как они знали слова Моисея о том, что восстанет пророк, то и надеялись, что когда-нибудь явится пророк.

Ин.1:22. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
Ин.1:23. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.


Потом опять настойчиво спрашивают: скажи же нам, кто ты? Тогда отвечает им: я глас вопиющего в пустыне. «Я, – говорит, – тот, о котором написано «глас вопиющего в пустыне» (Ис.40:3). Ибо если не прибавить слов «о котором написано», то сочетание слов представится странным.

Что же вопиющего? «Исправьте путь Господу». «Я, – говорит, – раб и предуготовляю сердца ваши для Господа». Итак, вы лукавые и хитрые, исправьте их и уравняйте так, чтобы чрез вас был путь для Господа Христа. Потом приводит свидетелем Исаию. Сказав великое о Христе, что Он – Господь, а о себе, что он исполняет дело раба и глашатая, прибегает к пророку.

Быть может, слова «я глас вопиющего» кто-нибудь объяснит так: я голос Христа «вопиющего», то есть ясно возвещающего истину. Ибо все вестники закона не громогласны, так как не пришло еще время истины Евангелия, и слабый голос Моисея подлинно указывал на невнятность и неясность закона. А Христос, как самосущая Истина и всем нам возвестивший об Отце, есть «вопиющий». Итак, Иоанн говорит: я голос Слова вопиющего, живущий в пустыне.

Потом другое начало: «исправьте путь Господу». Иоанн, как Предтеча Христа, справедливо называется голосом, потому что и голос предшествует слову. Скажу яснее: голос есть нечленораздельное дыхание, выходящее из груди; когда же языком оно разделится на члены, тогда бывает слово. Так, прежде голос, потом Слово, прежде Иоанн, потом Христос – по явлению во плоти. И крещение Иоанново нечленораздельно, ибо не имело действия Духом, а крещение Христово членораздельно, не имеет ничего тенистого и образного, ибо совершается Духом (Мф.3:11).

Ин.1:24. А посланные были из фарисеев;
Ин.1:25. И они спросили его: что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?


После того, как не могли увлечь его (Иоанна) ласкательством, чтобы он сказал, чего им желалось, и самого себя объявил Христом, застращивают его очень строгими и грозными речами, говоря: «Что же ты крестишь? Кто дал тебе такую власть?» Из сей же речи видно, что они иным считали Христа, и иным – ожидаемого пророка. Ибо говорят «если ты не Христос, ни тот пророк (очевидно)», разумея, что иной – Христос, и иной – тот пророк. Худо они знают. Ибо пророк тот есть Самый Христос и Бог наш. Все сие они говорили, как я сказал, для того, чтобы принудить Иоанна объявить себя Христом.

А ближе к истине можно сказать, что они спрашивают его как бы из зависти к его славе. Они не спрашивают «Христос ли он», но – «кто ты?» Как бы так говоря: «Кто ты, что принимаешься за такое важное дело – крестишь и очищаешь исповедующихся?» И мне кажется, что иудеи, желая, чтобы и Иоанн большинством не был принят за Христа, от зависти и недоброжелательства спрашивают его «кто ты?»

Итак, прокляты те, которые принимают Крестителя, а после крещения не признают его: подлинно иудеи – порождения ехиднины.

Ин.1:26. Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

Примечай кротость святого и правдивость. Кротость в том, что он не отвечает им ничего сурового, несмотря на их высокомерие; правдивость в том, что он свидетельствует о славе Христа с большою смелостью и не скрывает славы Господа с тем, чтоб себе заслужить доброе имя, но объявляет, что я крещу крещением не совершенным (ибо крещу в одной только воде, не имеющей прощения грехов), но приготовительным к принятию крещения духовного, дарующего прощение грехов.

«Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете». Господь соединился с народом, и потому не знали, кто Он и откуда. Может быть, кто-нибудь скажет, что и в ином смысле Господь стоял среди фарисеев, но они не знали Его. Так как они, по-видимому, прилежно занимались Писаниями, а в них возвещаем был Господь, то Он был «среди» их, то есть в сердцах их, но они не знали Его, потому что не понимали Писаний, хотя и имели их в сердцах. Может быть, и в том смысле, что Господь был посредником между Богом и людьми, Он стоял «среди» фарисеев, желая примирить их с Богом, но они не знали Его.

Ин.1:27. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

Постоянно прибавляет «Идущий за мною», чтобы показать, что его крещение не совершенное, но приготовительное к крещению духовному.

«Стал впереди меня», то есть почтеннее, славнее меня, и настолько, что я не считаю себя и между последними Его рабами. Ибо развязывать обувь – дело последнего служения.

Знаю я и читал у одного из святых такое объяснение: «обувь» везде понимается о плоти грешников, подлежащей тлению, а «ремень» или повязка – об узах греховных. Итак, Иоанн у прочих, приходящих к нему и исповедующихся, мог развязывать ремень грехов, ибо они приходили к нему связанные узами собственных грехов; и, убеждая их к покаянию, указывал им путь и к совершенному свержению с себя ремня сего и греховной обуви; на Христе же, не находя ремня или уз греха, естественно не мог и развязать его. Почему же не находил его? Потому, что Он не сделал греха, и не нашлось лжи в устах Его (1Пет.2:22).

«Обувью» означается и явление к нам Господа, «ремнем» ее – способ воплощения и того, как Слово Божие соединилось с телом. Способ сей невозможно разрешить. Ибо кто может объяснить, как Бог соединился с телом?

Ин.1:28. Это происходило в Вифаваре (Вифании) при Иордане, где крестил Иоанн.

Для чего евангелист сказал, что сие происходило в Вифании? Для того чтобы показать смелость великого проповедника, что он проповедовал так о Христе не в дому, не в углу, но при Иордане, среди множества народа. Нужно, впрочем, знать, что в исправнейших списках стоит: в Вифаваре. Ибо Вифания находится не по ту сторону Иордана, а близ Иерусалима.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийБлаговествуя воплощение Господа, ангел говорит: «радуйся, Благодат­ная!» (Лк.1:28) и, возвещая пастырям о рождении Христа Спасителя, тоже говорит: «се... благовествую вам радость велию» (Лк.2:10). Но, возвещая женам о Воскресе­нии Господа, ангел говорит только: «Его нет здесь, Он воскрес!» (Лк.24:6; Мф.28:6). Не прибавляет «радуйтеся», ибо радость сама собою исполнит сердце, коль скоро придет удостоверение, что воистину воскрес Господь. Тогда это удостоверение было осязательно: ангел предуготовил его, Господь явлением Своим завершил. И радость была у всех неистощимо полная! Ныне у нас церковь, жилища и площади – все облечено в одежду радования, и все увлекаются общим потоком радости. Но ты подвигни несколько мысль свою отвлечься от внешнего и, собравшись в сердце, восставь истину Воскресения во всей широте, глубине и высоте ее, чтобы не внешне только являться радующимся, но и в себе самом носить, исходящий извнутри дух радости, как ключ светлой воды, бьющий из недр земли.


СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ (Ин.1:18–28)

Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок начинается с очень важной богословской формулы. Давайте остановимся на ней подробнее.

В первой ее части Евангелист Иоанн высказывает истину, с которой были согласны не только древние евреи, но и религиозные мыслители других национальностей и культур: «Бога не видел никто никогда». Действительно, как можно увидеть Бога? Это невозможно. В Ветхом Завете Господь однозначно говорит Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может видеть Меня и остаться в живых». Если и рассказывается на страницах Писания о явлении Бога людям – это Его явления под видом ангелов, или различные образы, заимствованные Творцом из мира природы: молнии, гром, огонь, тьма и т.д. Но видеть Бога лицом к лицу, в буквальном смысле, невозможно.

Именно по этой причине то, что говорит Иоанн Богослов дальше, звучит для многих очень неожиданно. Да, Бога никто не видел, но Его показал человечеству «Единородный Сын, сущий в недре Отчем». Речь идет об Иисусе Христе, которого Евангелист Иоанн называет еще Словом. С одной стороны Он Единородный, то есть единственный Сын Бога. С другой стороны Он Сам Бог. Об этом Иоанн говорит прямо в самом начале своего Евангелия: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Христос находится с Отцом в особых отношениях, на которые указывают слова «сущий в недре Отчем». То есть пребывающий в самой сердцевине Своего Божественного Родителя. Между Ним и Отцом существует близость особого рода, тесное единство, при котором Один пребывает в Другом. Именно поэтому об Отце и о Сыне не говорят, как о двух разных Богах. Это один, единый Бог. Вот почему Христос показывает Отца миру. «Кто видел Меня, – говорит Он Своим ученикам, – видел и Отца, ведь Я и Отец одно». Что же связывает Отца и Сына в такой тесный союз? Любовь. Благодаря ей Они отдают Себя Друг Другу без остатка. Именно любовь к Отцу движет Христом, который пришел на землю, чтобы исполнить волю Своего Родителя. Воля Отца в буквальном смысле являются и Его собственной волей. У Них одно желание и нет ничего скрытого Друг от Друга, ни капли эгоистической самости. Он полностью открыты Друг Другу.

Вот на такой высокой богословской ноте начинает Евангелист отрывок, который мы сегодня услышали. Это ключ, к тому, о чем мы прочитаем во второй его части. К Иоанну Крестителю приходят иудеи, которые пытаются выяснить, кто он такой. Он отвечает, что он… никто. Он просто голос, который исполняет волю Бога. Иоанн так любит Бога, так стремиться исполнить Его желание, что насколько это вообще возможно человеку перестает жить для себя и ради себя. Он пытается в своей жизни наладить с Богом отношения по тому же образцу, которые существует между Богом Отцом и Богом Сыном. И это ему удается. Господь выбирает его быть Своим Крестителем. Более того. Мы не знаем ни одного чуда, которое сотворил бы Иоанн Предтеча, ни одного его пророчества. Однако Сам Христос в Евангелии говорит, что не было на земле человека более великого, чем он. Его величие в том, что он полностью обесценил себя ради Бога.

Нам довелось жить через несколько сотен лет после пришествие в мир Спасителя. У нас не было возможности встретить Его под видом человека в этой жизни. Однако это не значит, что мы лишены этой возможности. Исполнение воли Бога делает нас Его сыновьями, соединяет нас с Божеством. Дарует нам благодать. Насколько мы посвятили себя Ему, исполнению Его воли, настолько мы начнем видеть Его в своей жизни. Как говорит Христос в Евангелии, «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Это ли не пасхальная радость?

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ
 
Возвращение Бога-Победителя

Только две ночи в году Церковь проводит с особой торжественностью. Одну из них она называет «Святой». Другую нарекли «Великой». Первая я вила миру любовь Бога, рождающегося на земле как человеческое дитя. Другая озарила людей триумфом и могуществом Воскресшего. В первую Бог зримо встал посреди нас, облечённый в человеческое тело, родившись от Девы Марии. В другую человечество, в которое облеклось Слово, воссияло во Христе славой Божественности. Первая была вратами к жизни в трудах и унижении. Вторая – одолела труды, унижения и даже саму смерть прикосновением ничем непреодолимого Божьего всемогущества. Первая ночь была для второй. И обе – для человека.

После долгого сорокадневного периода подготовки мы уже вчера вечером подошли ко вратам ночи, которую зовут Великой. В неё нас ввёл празднично одетый служитель алтаря, несущий зажжённый пасхал. В сумрачной церкви, где были погашен весь свет, мерцание этого огонька свечи стало как бы радостным предвестием наступающего дня. «Свет Христов» – трижды разнеслось с каждым разом всё более набирающее силу пение. Заполнившие церковь верные зажгли свои свечи от горящего пасхала. И, будто по мановению волшебной палочки, внезапно весь храм наполнился светом. Проснулись молчавшие три дня органы и звонки министрантов. От алтаря полетело в мир первое праздничное «аллилуйя». Мы вступили в Пасху.

Сегодняшняя пасхальная заутреня – это только как бы публичное торжественное провозглашение той вести, что ещё минувшей ночью пробудила сердца верующих. «Христос воскрес! Возрадуемся!»

Шагая крестным ходом, мы спонтанно поддаёмся этому настроению пасхальной радости, даже не вполне осознавая почему сегодня мы должны так радоваться. Но, участвуя в торжественной мессе дня Воскресения, необходимо отдавать себе в этом отчёт. Собственно, литургия сегодняшнего праздника помогает нам в этом. Прямо вначале, во время чтения Евангелия, перед нами предстают трое людей, трое счастливцев, ставших свидетелями воскресение: Магдалина, Пётр и Иоанн. Они первыми узнали, что Бога не убить. Он первыми осознали, что поражение, и даже смерть необязательно означают, что всему конец. Они первыми наглядно убедились, что Тот, Кому они доверились, на Кого поставили, с Кем связали свою жизнь и всё своё будущее, – сильнее Анны и Каиафы, сильнее Синедриона, сильнее Пилата и его солдат, сильнее палачей, бичей, гвоздей и креста, и даже сильнее самой смерти и камня, приваленного к могиле.

Что за счастливое открытие! Их Иисус жив! Он победоносно прошёл сквозь бездну уготованных Ему страданий, испытаний, унижений. Он порвал все узы, которыми Его хотели опутать, даже узы смерти. Сегодня Ему уже не то что ничего не грозит – с этой чудесной ночи Ему даётся вся власть на небесах и на земле (см. Мф 28, 18). Теперь Он Kyrios – Господь, и отныне Он будет диктовать условия.

Необходимо пережить крах добра, чтобы понять радость, наполнившую сердца учеников в день воскресения Иисуса. С Ним, возвращающимся с того света, к ним возвращалось всё: вера в истину, которую Он возвещал, рвение в исполнении тех задач, к которым Он их готовил, смелость перед лицом трудностей, к которой Он их многократно призывал.

Мы принадлежим к числу людей, множество раз видевших поражение. Мы тоже были бы на седьмом небе, если бы удалось воскресить то, что силой или обманом у нас отобрали, над чем посмеялись, что оплевали, с чем нам велели расстаться, что умерло и было похоронено. Так давайте утешимся, потому что это возможно! Не помня себя от радости, первые свидетели Воскресения: Пётр, Иоанн, Магдалина, а затем и десятки других, несут сегодня всем оттеснённым, обманутым, напуганным, проигравшим и неуверенным в завтрашнем дне людям и народам эту счастливую пасхальную весть: Запомните навсегда, что если безоговорочно уповать на Бога, предать себя Его воле и хранить Ему верность даже в самые чёрные дни, то это всегда означает возрождение, вознаграждение за труд, славу и окончательную победу, пусть даже поначалу всё будет выглядеть совсем не так.

Как Поручитель, подтверждающий этот воодушевляющий пасхальный манифест, перед нами сегодня стоит Иисус, с победой вернувшийся с того света.

То, что выпало на Его долю, может также стать и нашим уделом, потому что Иисус воскрес не только для Себя, но и для всех тех, кто идёт через гонения, страдания и смерть с Ним – в Него веруя, на Него уповая и подражая Его взгляду на мир и образу действий.

Полный оптимизма манифест Воскресшего, возвещающий воскресение и нам, дословно и немедленно реализуется прежде всего в человеческом сердце. Реализуется в религиозно-нравственной сфере. Достаточно пригласить туда Воскресшего, как сразу же весь наш внутренний мир начинает сиять, как вчера церковь от пасхальной свечи, пусть даже до сей поры – возможно, что уже много лет – в сердце обитало зло и господствовала глубокая тьма. Тут, внутри нас, в мире нашего духа, и вправду можно чудесным образом ожить, оставить позади могильное тление, горечь поражения, безнадёжность и пустоту, а также тревогу о завтрашнем дне, которые часто наполняют душу, когда в ней умирает Бог. Дадим нашему сердцу, если ещё этого не сделали, эту весну, этот рассвет, это полное надежды пробуждение к новой жизни. Дадим уже сегодня! Может быть, это уже последние пасхальные торжества, когда Воскресший стучит в наше сердце, даруя ему воссоединение. А тот, кто празднует пасху, уже живя во благодати, пусть сегодня вслушается во второе литургическое чтение, в котором Павел напоминает Колоссянам обязательные для новой жизни правила: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол 3, 1-2).

Насколько часто чудо воскресения совершается в области духа – ведь Бог дарует его щедро, даже расточительно – настолько же и снаружи, в мире общественных и экономических перемен, мире соперничающих между собой идеологий и большой политики, могущество Воскресшего, к сожалению, не проявляется столь же быстро, эффективно и блистательно, как там. Ведь тут действует неслыханно сильное сопротивление злой воли человека, сложные сплетения событий и махинации враждебных Евангелию сил. Но и здесь манифест Воскресшего несёт всем страждущим от насилия, унижаемым и гонимым надежду и предвещает победу. Гнев злых долго не продержится. Только три дня. Лишь столько, сколько из своих непостижимых соображений позволил куражиться злу Бог. А затем то, что было победой, поворачивается против притеснителей. Жертвы встают из могил, если не сами, то в лице своих детей-мстителей или во всё подробно фиксирующей человеческой памяти. Перечёркнутые идеи начинают новую жизнь. На остававшиеся в тайне преступления проливается свет. Сколько об этом могла бы поведать нам история! Даже новейшая.

Наш Бог – это Бог жизни, истины, справедливости, мира и счастья. Поэтому Он никогда не оставит Свой мир злу надолго. Как только пробьёт назначенный час, Он возвращает мир тому, для чего мир и предназначен, а это добро. Так, как когда-то Он вернул жизнь неправедно убитому Христу. Так что надо ждать и верить. Может быть, ждать долго. Для апостолов те две палестинские ночи, на самом деле очень короткие, в течение которых Христос был в могиле, наверняка тянулись бесконечно. Однако в конце концов эти ночи прошли, и забрезжил пасхальный рассвет.

Пожелаем же сегодня друг другу упования и терпения в ожидании. Пожелаем себе спокойствия и уверенности в себе, присущих людям, которые знают, кому доверились. Пожелаем себе той берущей своё начало в Евангелии житейской мудрости, которая учит: ожидая, надо расти и длящееся время ожидания превращать в дела, обогащающие нас самих, общество и весь народ.

Пусть от таких мудрых дел, приближающих нас к Богу и ближнему, зазеленеют на Пасху, подобно весеннему лугу, и наши сердца, и земля!
о. Станислав Подгурский

Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • Свято-Покровский храм г.Алчевск расписание богослужений на апрель 2018г.
  • Расписание богослужений в Свято-Николаевском кафедральном Соборе. Апрель 2012 года
  • Расписание богослужений в храме в честь мчц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Май 2012
  • Что такоe артос
  • Расписание богослужений


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Май 2021 (27)
    Апрель 2021 (64)
    Март 2021 (22)
    Январь 2021 (4)
    Декабрь 2020 (2)
    Ноябрь 2020 (2)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2018