Главная » ВиО » Священное Предание » Светлое Христово Воскресение. Пасха
 
Светлое Христово Воскресение. Пасха  
Воскресение Христа — центральное событие всей Священной истории. О нем повествуют все четыре  евангелиста (Мф 18:6, Мк 16:6, Лк 24:6, Ин 20:6).

Пасха Христова — торжество из торжеств. В своем Слове на Пасху св. Епифаний Кипрский говорит: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира ТОРЖЕСТВО ОБНОВЛЕНИЯ И СПАСЕНИЯ. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее торжеству землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».


Христос был распят и умер на Кресте за грехи всех людей — живших когда-либо от сотворения мира и тех, кто когда-либо будет жить. Праведные Иосиф Аримафейский и Никодим — тайные ученики Христа — сняли с Креста Его тело, положили в высеченный в скале гроб и, закрыв вход в пещеру камнем, ушли, т. к. уже начиналась суббота, праздник иудейской пасхи.

Рано утром на следующий день после субботы женщины — ученицы Спасителя — пришли к пещере, чтобы по традиции помазать тело Иисуса специальными погребальными благовониями — миром. Они увидели, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру, отодвинут в сторону, а во гробе никого нет: они нашли там только пустые погребальные пелены и платок, закрывавший лицо Христа. На выходе из пещеры мироносиц встретил ангел, возвестивший им, что Христос воскрес!


Икона праздника:

Сошествие Христа во ад. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в.На иконе Воскресения Христос выводит из бездны ада первых людей — Адама и Еву, а вместе с ними и всех ветхозаветных праведников.

В руке Спаситель держит Крест — как знамя победы, отворившее двери ада для всех, кто захочет последовать за Ним.

Разрушение ада символизируют сломанные врата и замки под ногами Хрис­та. Как поется в пасхальном каноне преподобного Иоанна Дамаскина:

«Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба».

Смерть пришла в мир через грехопадение первых людей. Адам и Ева нару  шили заповедь, данную Творцом, и были изгнаны из рая. Непослушание прародителей обрекло на смерть всех их потомков.
Светлое Христово Воскресенье. Коротко о празднике

Но люди не остались без надежды на возвращение. Бог обещал им, что смерть будет побеждена. С тех пор все праведники жили ожиданием пришествия в мир Спасителя.

Пасха (древнеевр. «Прохождение мимо») — праздник, учрежденный в память избавления иудейских первенцев от смерти в день бегства на­рода избранного из плена египетского. В тот день иудеи закололи и съели яг­ненка, а его кровью помазали косяки дверей своих домов. Ангел Господень, убивающий всех первенцев земли еги­петской, прошел ми­мо их жилищ, не при­чинив им никакого вреда.

Италия. Равенна; VI в.;  Италия. Базилика Сан-Витале. КуполПасхальный агнец — символ Христа. Как иу­деи, избавленные от смерти кровью невинного ягненка, бежали из плодородной, но убивающей их народ страны, так и христиане получают избавление от смерти Кровью Спасителя.
Светлое Христово Воскресенье. Коротко о праздникеПиросмани. Пасхальный барашек. 1910

Христос победил смерть Своею смертью и Воскресением. До пришествия Спасителя двери рая были закрыты: все люди — и грешники, и праведники — после смерти попадали в преисподнюю. Но когда безгрешный Бог принял на себя смерть и спустился во ад, ад не смог его удержать. Христос вывел оттуда всех праведников и раз и навсегда открыл двери для всех, кто захочет последовать за Ним.

Туринская плащаница«Пятое Евангелие» — так называют Туринскую плащаницу (погребальные пелены Христа). На ней, как на негативном отпечатке, отобразились Тело и Лик Христа в момент Воскресения. На ткани видны раны от гвоздей, шипов тернового венца, следы плети и рана от копья.
Светлое Христово Воскресенье. Коротко о празднике


Мы празднуем Пасху каждую неделю: каждый 7-й день недели посвящен Воскресению Христа из мертвых.

 Св. Григорий Богослов в своем 45 Слове на Пасху го­ворит: «Ныне спасение миру, — миру видимому и неви­димому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, — освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершае­мые, сколько солнце превосходит звезды».    
 
 Слово «Пасха» ведет свое начало еще от ветхозаветно­го праздника Пасхи, который, в свою очередь, так наз­ван был от еврейского слова «пасах» («проходит мимо»), для обозначения того события, когда при исходе евреев из Египта и египетского рабства, Ангел, погубивший еги­петских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо.  
   
В христианской Церкви наименование «Пасха» полу­чило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви:     

             «...Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия»

 Праздник Пасхи установлен уже в Апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествую­щую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреб­лялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, то есть Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти на­именования считаются вышедшими из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седми­цы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А За­падная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый день пос­ле весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существо­вали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на кото­ром было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля [1], чтобы христиа­нская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Пасха — самый первый христианский праздник. В Деяниях апостолов мы читаем о том, что христиане собирались вместе (по-гречески — «в Церковь») в первый день после субботы (то есть — в воскресенье) для благодарения и преломления хлеба — совершения Евхаристии.

Евхаристия (Причащение Апостолов) Монастырь Грачаница, Косово, Сербия Около 1321Евхаристия — таинство Церкви. Каждый, кто исповедует Христа  Богом, может приобщиться к воскресшему Спасителю, буквально стать Его частью. Это происходит в таинстве Причастия, через вкушение Его Тела и Крови. Христос победил смерть, но присоединиться к Его победе — добровольный выбор каждого человека.

Богослужение Пасхи — самое торжественное. Почти все молитвы поются, а сам праздник заканчивается только через неделю, в день, посвященный уверению апостола Фомы.

В пасхальную ночь Еван­гелие читают на разных языках, ведь Воскресение Христа касается всех людей, где бы и когда бы они ни жили.

Ночной пасхальный крестный ход — древняя византийская традиция. В то время крещение новых христиан совершалось два раза в год: в Великую Субботу — перед пасхальной ли­-тургией и в сочельник праздника Рождества (точнее, Богоявления: Крещение и Рождество праздновались в один день). Подготовка к крещению (оглашение) проходила в течение всего Великого поста. Само таинство совершалось в специальном крестильном храме. Из него новокрещеные торжественно, с зажженными свечами в руках шли в белых крестильных рубашках в собор святой Софии.

Празднование Пасхи продолжается 40 дней до момента Вознесения Христа на небо. Всё это время в Церкви звучит торжественный пасхальный канон — творение преподобного Иоанна Дамаскина, а многие молитвы заменяются на пение тропаря праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — приветствуют друг друга христиане в течение всего времени празднования Пасхи. Традиция христосования основывается на событиях, описанных в Евангелии, когда жены-мироносицы пришли к апостолам с известием о воскресении Христа.

Традиция красить яйца на Пасху основана на легенде: святая Мария Магдалина пришла с проповедью о воскресении Христа к императору Тиберию, а чтобы не входить к нему с пустыми руками, принесла в подарок куриное яйцо. Император сказал ей, что легче этому яйцу стать из белого крас­ным, чем поверить таким небылицам. И яйцо в его руках сделалось красным.
Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • Пасхальное обращение благочинного Алчевского округа протоиерея Александра
  • Пасхальное поздравление благочинного Алчевского округа протоиерея Александра Устименко
  • Поздравление с праздником Пасхи благочинного Алчевского округа
  • ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ БЛАГОЧИННОГО АЛЧЕВСКОГО ОКРУГА ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА УСТИМЕНКО
  • Расписание освящения куличей, пасох, яиц в храмах г.Алчевска:


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Май 2021 (27)
    Апрель 2021 (64)
    Март 2021 (22)
    Январь 2021 (4)
    Декабрь 2020 (2)
    Ноябрь 2020 (2)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2018