Главная » ВиО » Священное Предание » Великая Суббота Страстной седмица
 
Великая Суббота Страстной седмица  
У гробницы, Карл БлохВеликая Преблагословенная суббота - так именует этот день Святая Церковь, воспевая на Литургии вместо Херувимской песни: "Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы ангельские со всяким началом и властию, многоочитые херувимы и шестокрылатые серафимы, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия".


Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридевен. Заключительная строка кондака и икоса

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.
Святой пророк Исаия за много и много столетий до страданий Христа Спасителя предсказал о них так, как бы будто видел их своими глазами. Откройте вторую главу, и вы сами увидите, до какой степени все то, что было пророком о Нем сказано, совершилось; там говорилось, что Он будет погребен с пророками и покой Его будет в честь... Не правда ли, какое же могло быть Его погребение с пророками, тогда как ненавидела Его злоба людская и ненависть эта продолжалась даже и тогда, когда Он висел на кресте. Он жаждал — и того не хотели сделать: все время то смеялись над Ним, то издевались. Его страдания не умиляли народ, а, наоборот, возбуждали ужаснейшую злобу...

Как же могло совершиться Его погребение с миром?

Погребение Христа. Н. Кошелев. 1880–1881 гг..Вы сами знаете, хоронили Его друзья в саду тихо, спокойно, — и только лились слезы любящих Его; хоронили Его в тихий вечерний час Его почитатели. Его погребение причиняло внутреннее глубочайшее горе, а внешне, по обычаю евреев, нельзя приступать к мертвому телу, и вот поэтому все враги оставили Его, ради Его погребения и ради Пасхи, и остались только друзья, которые испросили тело Его для того, чтобы похоронить, и замечательно, кто Его хоронит... Его хоронили не ученики: их здесь не было; они проявили свою любовь к Нему после Вознесения и после Сошествия Святого Духа на них: они стали проповедовать Евангелие и пострадали за Христа.

Хоронили Спасителя те, которые скрывали ото всех то, что они были тайными Его учениками, они должны были тщательно скрывать свои пути к Нему; им были известны Его чудеса, как Он воскрешал мертвых; они хоронили Его тогда, когда все оставили Его, когда вера в Него считалась государственным преступлением... и вот в это-то время они просят Тело Его для того, чтобы похоронить.

Нужно было для всего этого такое особое настроение, чтобы проявить все это явно... И пророк Исаия говорит: покой его да будет в честь... Эта казнь преступника, осужденного на смерть, и Он будет похоронен с честью...


Жены-мироносицы покупают масла благовонные, драгоценное миро для того, чтобы помазать Его пречистое Тело, покупают в таком количестве, как Царю.

Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа (Иванов А. А., 1850-е гг.)Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27:57-66; Ин. 19:39-42)

Его враги, желая унизить Его, тем самым как бы возвеличивают Его, как об этом слышим мы в Евангелии: Господин, эти люди, ученики Его, в третий день, может быть, украдут Тело Его и скажут, что Он воскрес из мертвых, поэтому привали камень ко гробу и запечатай печатью. Так было все сделано... и ко гробу Христа Спасителя была поставлена почетная стража, как бы ко гробу великого императора; Ему была оказана величайшая честь, с другой стороны, это было знаменательно: Его хоронил ученик тайно, и если бы Он воскрес, то могло явиться у них сомнение — не украли ли Его ученики и не сказали ли они, что Он воскрес... но здесь не могло быть никакого сомнения: стража из язычников, камень привален, камень запечатан, и ложь сама себя наказала.

Таким образом, погребение Его было с миром, и покой Его — с честию. И как ни старались враги Христа охранить гроб Его, но против воли Божией не пойдешь и для человека это было сделать невозможно.

Тициан, Тициано Вечеллио - ПогребениеСвятитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем, точно также и Великую Пятницу Господь на Кресте обновил и оживотворил умершего человека, а после этого естественным сном уснул. Своим Божеством и телом Господь полагается во гроб, а душой сходит во ад, но ад Его не удерживает, потому что душа Спасителя не была связана прародительской клятвой, как это было у ветхого человека.
Ти в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном.

"Сошествие Христа в лимб" 1594. Ян Брейгель Старший (1568 — 1625)Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3:19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.

Евангелие от Матфея

Жены мироносицы (Антонина Трухина)По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; и устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они , приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.  Мф. 28:1-20

***

На Утрени Великой субботы поется 17-я кафизма. После каждого стиха кафизмы поются или читаются краткие песнопения, посвященные искупительному подвигу Спасителя, Его погребению, прославляющие Господа. Называются эти песнопения "Похвалами". Кафизма разделяется на три части или "статии", которые соответствуют разделению кафизмы на "славы". После каждой статии положена малая ектенья. После третьей статии прежде ектении поются воскресные тропари "Ангельский собор удивися". При пении 17-й кафизмы с "Похвалами" священнослужители с возженными свечами стоят перед Плащаницей. Молящиеся также стоят со свечами.

После пения Великого славословия при пении "Святый Боже..." Плащаница поднимается и выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг храма, чем изображается погребение Господа. Настоятель держит в руках Евангелие и идет под Плащаницей, а священники несут Плащаницу, подняв ее. Несению Плащаницы предшествуют идущие со свечами и двумя лампадами. За Плащаницею следует молящийся народ. По внесении Плащаницы обратно в храм, поется тропарь "Благообразный Иосиф..." и читается паремия, в которой рассказывается видение пророка Иезекииля о будущем воскресении мертвых. Затем следует чтение Апостола, в котором говорится, что Господь есть наша Пасха, наш Искупитель, и читается Евангелие, повествующее о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи.

Литургия служится по чину святителя Василия Великого и соединяется с вечерней. На вечерне на "Господи воззвах" уже поются воскресные стихиры 1-го гласа. После песнопения "Свете тихий" читаются 15 паремий. После чтения 6-й паремии, повествующей о чудесном переходе евреев через Чермное море, певчие поют слова Библейской песни "Славно бо прославися". Чтение паремий заключается пением песни трех отроков: "Господа пойте и превозносите во вся веки".

На литургии вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...", напоминающий об обычае крестить оглашенных в Великую Субботу. Затем поется прокимен "Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе...", после чего читается Апостол. После апостольского чтения перед чтением Евангелия вместо "Аллилуия" поется стих из 81-го псалма: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех", перемежаясь с возглашением остальных стихов 81-го псалма. Во время этого пения в алтаре священнослужители меняют облачения с черных постовых на белые. Также меняются на белое облачения престола и аналоев в храме. Таким образом, к времени чтения Евангелия, которое возвещает о воскресении Господа, все облачается в светлые одежды.

Вместо Херувимской поется песнь "Да молчит всякая плоть человеча...". Вместо "Достойно" - ирмос 9-й песни канона: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия". Причастен - "Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас".

После литургии бывает благословение хлеба и вина, которыми раньше подкрепляли себя для слушания чтения книги Деяний апостольских и последующей Пасхальной службы, т.к. в древности литургия в этот день служилась вечером. По современной практике, литургия в Великую субботу служится утром. Вечером читается книга Деяний апостольских (полностью), после чего следует Полунощница, на которое поется канон Великой субботы.

По окончании Полунощницы или во время ее, все священнослужители в облачении благоговейно переносят Плащаницу в алтарь и возлагают на престол. На престоле Плащаница остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении.

В Великую субботу на Гробе Господнем происходит чудо схождения Благодатного огня. Упоминания об этом чуде встречаются очень рано, с первых веков христианства. Многие пытались и пытаются опровергнуть это чудо, но пока это еще никому не удалось. Первым свидетелем чудесного света во Гробе Господнем был апостол Петр. Как поется в седальне 8 гласа на воскресной утрени: "...и скóрый Петр предстá ко Гробу, и свет зря во Гробе, ужасашеся".

И вот уже две тысячи лет сходит Благодатный Огонь на Гроб Господень. В Великую субботу в храме гасятся все свечи и не остается никакого огня. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, рядом кладутся 33 свечи – по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Православный Патриарх входит в Кувуклию для молитвы. Перед этим его тщательно обыскивают, чтобы исключить подлог. Армянскому архиерею дозволяется войти в придел Ангела. Нет определенного времени, когда сходит Огонь. Иногда в молитве проходит 5 минут, иногда 10, иногда 20... были случаи, что ждали час и два. Перед схождением Огня в храме бывают видны голубоватое свечение, всполохи, отдаленно напоминающие зарницы. Причем, эти вспышки происходят и высоко под куполом, и ниже, и они не соответствуют вполне никакому земному природному явлению. Иногда сами собой зажигаются лампады. Когда сходит Благодатный Огонь, то от свечей Патриарха он молниеносно разносится по храму. И от множества свечей и светильников храм превращается буквально в море огня. Причем, Благодатный Огонь первое время не обжигает и он более белого цвета, не такой, как обычный земной огонь. Иногда от него происходят чудесные исцеления. То, что испытывает человек, ставший свидетелем этого Чуда, словами передать невозможно, да и не нужно - слишком это трепетное и сокровенное.

Когда-то армянское духовенство добилось у властей того, чтобы православные не были допущены ко Гробу в Великую субботу. Армяне тщетно ожидали Благодатного Огня в Кувуклии. Православный же Патриарх с паствой молились на улице. Тогда Огонь вышел из колонны у входа в храм (слева), образовав трещину, которую видно и поныне.

* * *

Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку. Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак. Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность ... Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики.

И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.

К какому именно дню Страстной недели относится стихотворение, читателю, хорошо разбирающемуся в православном богослужении, его реалиях и особенностях, нелегко определить точно. В нем есть приметы и седмиц Великого поста, когда за богослужением, кафизма за кафизмой, неоднократно прочитывается вся Псалтырь, и Великого Пятка — крестный погребальный ход с Плащаницей совершается именно в пятницу, да и та же Псалтырь, особенно 17-я кафизма 118 псалма, традиционно читается при погребении... Что ж, «На Страстной» — поэтическое произведение, а не отрывок из Типикона, изучать по нему богослужебный устав было бы нелепо. Тем не менее основная тональность стихотворения — это тональность Великой Субботы. Печального, тихого и прекрасного дня, когда Господь наш Иисус Христос телом Своим — во гробе, душою же — в глубинах ада, когда жива наша боль от голгофских потрясений Пятницы, но немыслимая, небесная надежда на Воскресение, на утро нового невечернего дня Христова, уже светит нам сквозь печаль и тишину. Этой тональностью стихотворение Пастернака напоминает нам библейские строки пророка Исаии: «Кричат мне с Сеира: сторож, сколько ночи? сторож, сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис 21:11—12). Напоминает и то положение , которое занимает ныне, во времени и земной истории, Церковь воинствующая, Церковь земная, положение, о котором напоминал апостол Павел и которое должен осознавать всякий, считающий себя христианином: «уже» и «еще не», Царство Божие уже пришло к нам в силе, Воскресение уже дано нам — но мы все еще в процессе его достижения и чаяния, все еще сражаемся с грехом и смертью за свою свободу и вечную жизнь во Христе, потому с таким упованием и возглашаем: «Маранафа» — «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Службы Великой Субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского Богослужения. Они имеют ряд литургических особенностей: Великая Суббота — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. По обычаю важнейших постных дней Литургия совершается после вечерни (как в Великий Четверг и навечерия Рождества Христова и Богоявления). По традиции в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных , в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета, от книги Бытия до пророчеств Даниила, читаемых на вечерне, говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

"Сошествие в ад" ок.1530, Херри мет де Блес (1500/1510 — около 1555)О том, что после распятия и смерти Христос душою Своею сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40), и некоторых упоминаний в посланиях апостольских , например: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет 3:19—20). Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа, является одной из основ православного учения. Это представление служит каноническим иконописным сюжетом Воскресения: валяются сорванные с петель створки адских врат, и Христос, в особом миндалевидном нимбе (мандорле), выводит Адама, Еву и других праведников из адских глубин. Наиболее полно сошествие во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима» (III век). В России на его основе старообрядцами был составлен апокрифический сборник «Страсти Христовы». В этом сборнике в отдельной главе "О воскресении Христове и о сошествии его во ад«рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада (сам ад символически описывается как некое одушевленное существо, соратник сатаны). Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий».

Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля... Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. Вот уже и вечер, в храме начинают читать Деяния Апостолов... И совсем скоро мы запоем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

* * *

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. Рим. 6:8

Вот слова святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.

Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол употребил слово умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством. Так учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они наследуют мученические венцы, как и святые мученики.

Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:38). Таким образом, чтобы жить со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.

Что же значит: жить со Христом? – Жить со Христом, значит, находиться с Ним в единении. А единение со Христом есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное. Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.

Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15:10-11).

Эта радость Христа в особенности, как нигде, подается всем истинным Его последователям в Таинстве святого Причащения. Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство дает нам еще в земной жизни небесное, райское блаженство. И если мы не испытываем от святого Причастия того блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то только в силу того, что плохо исполняем спасительные заповеди, не хотим расстаться со своими страстями и их в себе не умерщвляем.

Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною заботою твердую решимость бороться со страстями до их умерщвления. Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его заповеди, и обладать еще здесь, на земле, плодом их – Божественной радостью, черпая ее из многих благодатных источников нашей Православной Церкви и, в особенности, в Таинстве святой Евхаристии.

Во всей же полноте эту радость за умерщвление своих страстей и исполнение Божественных заповедей мы будем испытывать в загробной жизни, когда соединимся на веки с умершим за нас и воскресшим Господом для нескончаемого блаженства в Его Небесном Царстве, чего да сподобит нас Господь по Своей неизреченной милости к нам грешным. Аминь.

Архиепископ Серафим (Соболев)

 
Великая суббота. Сошествие Христа во ад. Протоиерей Олег Стеняев.

 

Великая Суббота, великая тишина, Христос одновременно во гробу, в аду и в раю. о.Андрей Ткачёв 

 
Фильм Иисус

 


Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • 28 апреля, воскресенье - Неделя ваий
  • Пасхальное Послание Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и Всея Украины Онуфрия
  • Свято-Покровский храм г.Алчевск расписание богослужений на апрель 2018г.
  • Неделя Святых Праотец
  • Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Май 2021 (27)
    Апрель 2021 (64)
    Март 2021 (22)
    Январь 2021 (4)
    Декабрь 2020 (2)
    Ноябрь 2020 (2)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2018