Главная » Православные праздники » Покров Богородицы
 
Покров Богородицы  

Покро́в Пресвятыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Приснодевы Марии празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник не входит в число двунадесятых, однако является одним из самых необычных и почитаемых. По благочестивому обычаю он относится к великим праздникам. Покров Пресвятой Богородицы известен на Руси со второй половины XII века. По преданию, этот праздник установил князь Андрей Боголюбский.

Покров Богородицы XVI векНаста днесь пресветлыи праздник, Пречистая Дево, честнаго Твоего Покрова 


Покро́в Пресвятыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Приснодевы Марии празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник не входит в число двунадесятых, однако является одним из самых необычных и почитаемых. По благочестивому обычаю он относится к великим праздникам. Покров Пресвятой Богородицы известен на Руси со второй половины XII века. По преданию, этот праздник установил князь Андрей Боголюбский.


 В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие вспоминают чудо явления Богородицы известному христианскому святому Андрею, Христа ради Юродивому, и его ученику Епифанию. Описание этого видения приводится в житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих четьи-минеях святителя Макария Московского 2 октября по старому стилю, на следующий день после праздника Покрова. 


Стра́шно и чу́дно виде́ние честну́ю свя́тцу (т.е. честных святых  в славянском языке кроме единственного и множественного имеется двойственное число  прим. ред.) Андре́я и Епифа́ния, ка́ко ви́деста на возду́се святу́ю Богоро́дицу, прише́дшу Влахе́рну в святу́ю це́рковь с а́нгелы и с Предоте́чею и с Богосло́вцем Иоа́нном и с ине́ми мно́гими святы́ми. Наро́ду стоя́щу в це́ркве, ви́деста моля́щуся с слеза́ми к Сы́ну за ве́сь ми́р. И глаго́ла Андре́й к Епифа́нови: «Ви́диши ли Цари́цу и Госпожу́ все́х, моля́щися за́ мир?» Он же рече́: «Ви́жу, о́тче!» И покры́вши честны́м свои́м омфо́ром, светя́щися па́че еле́ктора лю́ди су́щая в це́ркве.


Согласно описанному видению, Богородица по воздуху пришла царскими вратами во Влахернскую церковь Константинополя в сопровождении ангелов, Иоанна Предотечи, Иоанна Богослова и сонма святых, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богородица сняла с головы омфор и держала над молящимися в церкви людьми. Омфор при этом сиял, как електор (от греч. ἤλεκτρον — янтарь). Андрей Юродивый — будущий известный христианский святой, славянин, попавший некогда в византийский плен. Омфор или покров — женский головной убор, большое покрывало, закрывающее голову и плечи.


Святые Андрей и Епифаний видели, как Богородица покрыла своим омфором всех людей, молившихся в храме, защищая их от бед и напастей — зримое выражение молитвенной помощи Богородицы, молящейся «со слезами к Сыну за весь мир». Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей. Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.

 

Описанные события имели место, согласно некоторым датировкам,  в 902 году), при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность. В иных источниках говорится о войне с племенами русов в 860 году или болгар в 926 году


Согласно Житию Андрея Юродивого, чудо произошло в конце жизни святого.


Как отмечает современный исследователь, искусствовед С. Н. Липатова, история праздника Покрова Богоматери до сих пор полна пробелов, хотя вопросы о его происхождении неоднократно ставились в церковной и научной литературе. Высказывались различные мнения о месте его появления.


Афонский монах Пахомий Логофет, знаменитый агиограф XV века, в «Похвальном слове на Покров», помещённом в Великих Четьих Минеях, говорит о том, что праздник установлен в Константинополе и оттуда пришёл на Русь.


Доказательств Пахомий не привёл, но его утверждение надолго стало причиной споров о том, является ли Покров по происхождению русским или византийским праздником. Согласно византийской версии, праздник был учреждён императором Львом Мудрым (866—912). Г. П. Георгиевский высказал мнение, что «установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме».


Согласно русской версии, поддерживаемой многими современными исследователями-медиевистами, Покров представлял собой русский церковный праздник, не вошедший в греческие богослужебные уставы. Праздник Покрова известен только по русским месяцесловам, в византийских источниках он отсутствует — не был известен или исчез[. В других православных церквях он появился под русским влиянием. Праздник вошёл в устав в ХІІ веке на Руси. Проложное сказание и текст службы на Покров составлены в XII веке и известны по спискам XIII—XIV веков. Однако в сказании нет признаков специальной привязанности праздника именно к Русской земле. Традиционная точка зрения, выразителем которой был М. А. Остроумов, связывает «начало почитания Покрова на Руси с Владимиро-Суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского». Н. Н. Воронин считал, что Покров Богородицы, которому посвящён храм Покрова на Нерли (1158—1165) был новым праздником, установленным Андреем Боголюбским и епископом без санкции киевского митрополита. «Этот праздник выражал в особенно открытой, но и утончённой форме мысль о преимущественном покровительстве Богоматери Владимирской земле, её князю и его людям».


В память заступничества Богородицы через Её Владимирскую икону за войско Андрея Юрьевича Боголюбского в походе против волжских булгар в 1164 году по инициативе князя были учреждены праздники — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа), вошедшие в литургический обиход Русской Церкви. Был создан ряд произведений (при возможном участии Андрея Юрьевича Боголюбского как автора в некоторых из них), главной темой которых является покровительство Богоматери Владимиро-Суздальскому княжеству: Слово о победе над волжскими булгарами, Слово на праздник Покрова, Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери.


Наконец, «прозвучавшая ещё в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII века в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни». Её выразителями в разные годы были архиепископ Сергий (в конце XIX века), А. Александров (в 80-х годах XX века) и современная исследовательница И. А. Шалина. Е. А. Фет в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» пишет, что на Руси, вероятно, праздник был первоначально принят в Киево-Печерском и соседнем с ним Влахернском монастырях. «Некоторые из учёных предполагают: инициатором установления праздника был не Андрей Боголюбский, а его дед Владимир Всеволодович Мономах».


Покров Пресвятой Богородицы почитался на Руси как символ особого покровительства Богоматери Русской земле. По мнению М. Б. Плюхановой, большое значение для средневековой Руси имело «заложенное в символе Покрова общественное начало». Специфика этого праздника на Руси заключается в почитании образов Церкви как «покрова, ограды, защиты».


 «Сказание на Покров Святой Богородицы», входящее в состав Великих Миней Четьих митрополита Макария и характеризуемое «Словарём книжников и книжности Древней Руси» как «краткая заметка, в которой … сообщается об учреждении праздника Покрова на Руси по воле некоего владетельного князя», так описывает установление праздника:


Се убо егда слыша, помышлях: «Како страшное и милосердное видѣние, паче надѣяние наше и заступление, бысть безъ праздника?» Надѣя же ся, Владычице, на милосердая твоя словеса, еже кь Сыну си рече, молящи и глаголющи: «Царю небесный, приими всякого человѣка, славящаго тя и призывающаго имя твое на всяком мѣсте, идѣже бывает паметь имени моего, святи мѣсто се и прослави прославляющаго тя именем моим, приемля их всяку молитву и отвѣтъ». Тѣмъ словесем надѣяся, въсхотѣх да не безъ праздника останет святый Покровъ твой, Преблагая, но якоже ты хощеши украсити честный праздникъ твоего Покрова, Всемилостивая, украси, да и прославляющии тя възвеселятся, видяще многоименны твоя праздникы сиающа.



 

СЛОВО ПОХВАЛНО ЧЕСТНОМУ ПОКРОВУ ПРЕСВЯТЫА ВЛАДЫЧИЦА НАШЕА БОГОРОДИЦА И ПРИСНОДѢВѢИ МАРИИ. ТВОРЕНИЕ СМИРЕНАГО ЕРМОНАХА ПАХОМИА

 

Покров Богородицы. XVII векПонеже убо человѣческий родъ обыче праздники святыхъ с похвалами праздновати, а иже святѣйшее всѣхъ честныи Царици праздникы Пречистыа Владычица нашея Богородица и Приснодѣвы Мариа попремногу с любовию почитати должны есмы и яко вышьшой святых и вышьшу похвалу приносити, яко Царици и Владычици, Царя и Владыку всѣм рождьшую. Но понеже мало время прииде, отнелѣже праздновахом честный празникъ Рожества Пречистыя Богоматере[1]: тогда бо рожеством ея праматерняя клятва[2] потребися, и Адамъ от вѣчныхъ узъ свободися,[3] и Богъ к намъ примѣрися; тогда бо Иаковля лѣствица утверждашеся.[4] Богу хотящю по ней къ человѣкомъ снити и человѣкомъ путь сотворити къ небеснымъ; тогда бо и пророци возрадовашася, своему пророчьствию сбытие зряще;[5] тогда бо и Давидъ,[6] видѣвь отъ него правнуку родившуюся,[7] бряцаа в гусли, играя духомь, глаголя: «Слыши, дщи, и виждь, приклони ухо твое»;[8] тогда бо не токмо пророци, но превышняа и земленаа вся тварь спразноваше. Нынѣ же прспѣ чьстнѣйший новѣйший Владычици и Богородици Покрова празникъ. Да увѣрятся вси и познають, яко не токмо, егда в мирѣ с нами бяше, ходатайственое кь своему Творцю и Сыну милостивно предлагашеся, молитвеное и милостивное показоваше, но паче и по преславнем тоя преставлении, от земленыхъ въ небеснаа, но и той тогда не престает насъ посѣщающи, милостивное показующи.

Но понеже убо добро есть навыкнути, откуду и коеа ради вины сей пречестный Покрова праздникь уставиша святѣи отцы в Костянтинеградѣ[9] праздновати. Елма убо в Костяньтинѣградѣ, в немже спасенаа содѣвахуся, но понеже тамо, истиннѣ умаляемѣй, грѣхъ множашеся, яко и при пророци: видѣ бо Давидъ во Израили истинну умаляему, помолися, глаголя: «Спаси мя, Господи, яко оскудѣ преподобный и яко умалишася истинный от сынов человѣчьскихъ».[10] Егда бо правда одолѣваеть безаконию, тогда бо милосердие Божие к себѣ привлачим, а егда ли грѣхъ — тогда и негодование Божие. Якоже преже рѣхом: в Костяньтинѣградѣ нѣкаа стропотная содѣвахуся,[11] могуща негодование Божие навести. Но нигдѣже не оставляеть Богородительница помощию, но непрестанно молится и молити не престает о человѣчьскомь родѣ. Якоже и дивный Андрѣй, иже мняйся человѣкомъ уродъ быти, но паче многых, иже въ премудрости мнящихся вѣтей, разумомъ превъсходити. Не во внѣшняа премудрости искаше, но паче горняа желаа и к темь подвизашеся, и уродством свое житие великое крыаше, якоже злато во глиннѣм сосудѣ, и сего ради ни славы требуя, ниже срама человѣчьскаго стыдяшеся славы ради оноа, яко да тамошняго срама, еже пред аггелы и человѣки грѣшным бывающа, избѣгнеть. Сему убо блаженному Андрѣеви и со учеником своим Епифаниемь открыся сие божественое и пречюдное Пречистыа видѣние не во снѣ, ниже в гадании, но истинною и на явѣ, якоже явить нынѣ


Пришедшю блаженному Андрѣю, о немже нам слово, во божественую и великую церковь Владычицы и Богородици, Влахерна именуема,[12] и со учеником своимь Епифаниемь, видить преславное видѣние, видить бо теплую заступницю христианского рода въ церкви на воздусѣ стоящю и съ множеством вои аггельских чиновъ, и съ Предтечею же, и Богословцем, и со инѣми многыми святыми, молящися, яко мати, со слезами Творцю своему и Богу, еже пощадѣти люди согрѣшившее и согрѣшающее, сице глаголющи: «Боже мой и Творче, и Сыну! Прости всякаа согрѣшениа христианьского рода, на тя Бога и Вседержителя уповающаго, и святое и великолѣпное имя твое призывающих, и мене, рабу твою и матере, любовию почитающим, и от них тебѣ ходатайствующу и молящуся». Тогда бо Владычица и Богородительница, яко дерзновение к нему стяжавши, бяше градъ и люди честнымь своимь омфоромъ покрывающи, показуа милостивное божественое же о человѣцехъ и свое еже о нас ходатайственое. Но понеже и сие божественое чюдо, и покровъ Пречистыа Богородица не утаися, но паче всѣмь явлено бысть, даждь до самого патриарха и царя,[13] тѣмже пречистый многосвѣтлый праздникъ Покрова Пречистыа составльше, уставиша праздновати мѣсяца октября въ 1, яже творить цѣркви и до сего дни во славу и честь великому Господу Богу и Спасу нашему Исусу Христу и того Пречистой матери, ходатайци и молитвеници еже къ Богу.


Тѣмже убо и намъ откуду, празднолюбци, свѣтлый сей и преславный новѣйший празникъ Покрова Владычици и Спасителницы граду же и людемь многою любовию почитати и достойную честь, яко Царици и Владычици, воздаати, не яко она отъ насъ похвалъ и славы требующи, но паче да мы тою прославимся. Священници и царие и вся племена человѣчьскаа, богатии и нищии и вси людие, похвалу праздничную да воспоим, и да прославимь яко матерь Божию и нашю помощницу. Кождо благодарная да приносить: ово — смѣрение со благоговѣнием, и инъ постъ и молитву да дарствуеть Владычици, и другый да простирает рукы к раздаянию нищим, и ово гнѣвное брату да отпустить, и, тако творяще, Богородицю возвеличим. Такова бо приношениа празничнаа требуеть, а не в тимьпанех и гуслехь, и питиих, якоже еллиньстии отроци празнують, но в молитвахъ Богородителници пѣние, поновлению жизни нашей благодарная, яко длъгъ воздадимъ, благодати не тающе, но заступление исповѣдающе. Чистотою бо та и яко царьскою багряницею украшена, со царемь яко мати царствующи. «Честнѣйшиа херувимь и славнѣйшю серафим»[14] воспоем, аще же реку вышшюю небесѣ и земли, и всѣх бывших тварей иже от Адама честнѣйшая, сиа глаголя — не погрѣшю. Егоже бо херувими и серафими зрѣти не могуть, но со страхомъ и трисвятое пѣние приносять, сего Чистаа и Пречистаа Мати своими чистыми и честными рукама сподобися держати; и егоже небеса не возмогають вмѣстити, богоприятная же тоя ложесна нетѣсно вмѣсти, и безъ истлѣниа проиде Вседѣтель: якоже дѣву обрѣте чистую, тако дѣву чистую и по рожествѣ соблюде, яко да не порочно будет дѣвьство. Понеже аще и нѣкыа от дѣвъ от великаго воздержаниа и целомудриа и чистоту соблюдааху, а не еже от естьства, сиа Пречистаа и Приснодѣва Мариа не от воздержаниа нѣкоего чистоту дѣвьства имяше, но от самого тоя естьства, и бес труда чистота велия бяше, понеже тако подобаше Царици и Владычици, дѣвѣ ие и матери Сына Божиа преславна о ней быти, понеже бо преже всѣхъ тварей и вѣкъ Богови преславное вселение пронаречена бывши, о ней же глаголаше пророкъ: «Преславнаа глаголашеся о тебѣ, граде Божий»;[15] и паки: «Помяну имя твое во всяком родѣ и родѣ».[16] Но и сама та Владычица и Богородица пророчьски глаголеть: «Се бо нынѣ блажать мя вси родѣ».[17] Вси роди родовъ ту ублажають. Что же глаголю о земленых, но паче въ пренебесныих и самы аггели и архаггели, яко Царици и Матери тѣх сотворшаго, со страхомъ преже стоять, пѣние приносяще. Мы же, грѣшнии, которыми устнами языкъ къ похвалѣ Чистыа отверземь, якоже длъжно ту достойными хвалами величиа Приснодѣвы Богоматери почесть приносити? Аще бо и умъ аггельский не постизает достойными хвалами ту воспѣвати, но елико тѣмь достойно, юже и сам небесный Отець похвали, и Духъ Пресвятый осѣни, и Сынъ Божий от нея безъ истлени проиде, и вся паче естьства и выше человѣчьскаго и аггельская разума о ней таиньства сбышася.


Но что много глаголю? Не испытанна постигнути немощно, но день нынѣшняго празника празнична же глаголются. Кто бо исповѣсть величиа, еже нынѣ бывшее преславное Владычици чюдо и явление своимь угодникомь, и молитьвеное и милостивное еже ко Сыну своему и Богу о согрѣшающих моление? Что воздааниа противу тоя благодѣяниа воздадимъ? Точию оное архаггельское слово, яко достойно радости, глаголемь: «Радуйся, обрадованнаа, Господь с тобою,[18] и тебе ради — со человѣки! Радуйся, словесный раю, в немже божественое древо насаждено бысть, Христосъ, а не оно древо, и Адама умершвлей, но паче всѣмъ бесмертие и животъ дарующее![19] Радуйся, божественый киоте, небеснаго бисера в себѣ носящи, Христа, и источниче живыа воды, животъ намъ источившиа! Радуйся, архаггельское ликование и аггельское веселие, и земленородныхъ обновление! Радуйся, Моисиовъ жезлѣ,[20] море раздѣлившее и фараона мучителя силою сына твоего потопльшее, и изрядны люди в землю обѣтованиа наставльшиа! Радуйся, купно царский и священничьский Аароновъ жезле,[21] от негоже прекрасный цвѣтъ, Христос, процвѣте, и ис тебе безъ истлѣниа родися! Радуйся, свѣтило невечерняго свѣта, всю тварь освѣщающи и еретичьскую мглу далече нѣгдѣ отгонящи! Радуйся и ты, блаженне и преблаженне Андрѣе, отче нашь, и со блаженым учеником Епифаниемь, иже неизреченных видѣний таинникь и зритель извѣстны бывша! Радуйся и ты, блаженней Епифание, сподобивыйся такова учителя ученикь преизрядный нарещися! Блажени же и вси людие, иже пречестный твой праздникъ почитающе, Владычице: тебе бо ради нашь град и вся вселенная от льсти диавольскиа избавися, и крестом Сына твоего всеродный Адамъ в райскую породу паки возвращается; и тебе ради, Владычице, страсти от человѣкь отгонятся, и здравие душевное и телесное приемлемь. Ты бо еси печалным милостивное утѣшение, обрадование, ты бо — Мати истиннаго живота; аще и прииде от земля ко небесныимь, но с плотию жива сущи, тѣмже и тамо съ Царемь и Сыномъ присно соцарствуеши вь небесныих. Тѣмже молимся тебѣ, яко милостивой и милостиваго Бога рождеши сродствиа нашего: аще и согрѣшихом, помощию не отступай, но присно предваряа от бѣдъ и скорбей избавляа насъ. Ты бо, Владычице, православнымь людемъ прибѣжище и град твердый от лица вражиа, и твоего заступлениа и помощи требуемь, и твоею надеждею крѣпимся, и силою Сына твоего противныа полци побѣждаются. Тѣмже, Богородителнице, якоже тогда милостивно о людехъ, тебе чтущих Царицю, промышляше полезнаа, тако и нынѣ не престай своимъ честным покровом покрывающи и совѣты варварьскыа, иже ратующих, низложи, и всѣхъ, иже въ честный храмъ твой приходящих и молитвы и молениа тебѣ приносящих, спасай. Яко да твоими молитвами настоящую жизнь сию немятежно прейдемь и вѣчных благъ сподобимся о томь самом Владыцѣ и Господѣ нашем Исусѣ Христѣ, емуже слава и держава, честь и поклоняние со безначалным Отцемь и Пресвятым, и Благым, и Животворящимь Духомъ и нынѣ и присно, и въ вѣкы вѣкомь. Аминь».


1 Рождество Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник православной церкви, отмечается 8 сентября.

2 ...праматерняя клятва... — Праматерь — так именуется Ева, прародительница всех живущих, жена первого человека Адама; праматерняя клятва — имеется в виду наказание, наложенное на Еву Богом за нарушение райской заповеди.

3 ...и Адамъ отъ вѣчныхъ узъ свободися... — Адам — первый человек, родоначальник всего человечества; грехопадение Адама — один из центральных моментов христианского догматического учения, оправдание, спасение и жизнь людям дарованы только через пришествие «второго Адама» — Иисуса Христа.

4 ...Иаковля лѣствица утверждашеся... — Иаков — ветхозаветный патриарх, он же — Израиль, второй сын Исаака, еврейского патриарха. Согласно Библии Иаков получил предсмертное отеческое благословение, права первородства, вместо своего брата-близнеца Исава, который после смерти отца решил отомстить ему. Испугавшись мести брата, Иаков бежал в Харран. По пути, в Лузе, его посетило чудесное сновидение: он увидел лестницу, спускавшихся ангелов и Господа, услышал божественный голос, после чего уверовал в то, что само Провидение отдало ему права первородства. Символ виденной Иаковом лестницы, соединившей небо и землю, стал пророческим символом рождества Богородицы.

5 ...и пророци возрадовашася, своему пророчъствию сбытие зряще... — Вероятно, имеются в виду пророчество ветхозаветного пророка Исайи (VIII в. до Рождества Христова; память 9 мая), предсказавшего пришествие Мессии, за что и получившего прозвище «ветхозаветного евангелиста», в «Книге пророка Исайи» сказано: «Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил» (Исх. 7, 14); видение Иаковом лестницы, соединявшей землю и небо (см.: Быт. 28, 12); предсказания пророка Иеремии (VII—VI вв. до Рождества Христова), предчувствовавшего превосходство и необходимость Нового Завета; предвидение пророком Иезекиилем двери затворенной, через которую прошел Бог Израилев, чтобы посетить и дать избавление людям своим (см.: Иез. 44, 2); свидетельство Иоанна Крестителя, предрекавшего пришествие Иисуса Христа (см.: Иоан. 1, 15).

6 Давид — воин, пророк, псалмопевец, еврейский царь, царствовал с 1055 по 1015 г. до Рождества Христова. Победив великана Голиафа, приобрел народное расположение, но преследовался Саулом, от которого спасался бегством, после смерти Саула стал царем, впоследствии завоевал Иерусалим и перенес туда свою резиденцию и Ковчег Завета. Задумал создание храма Богу, строительство которого поручил своему сыну Соломону.

7 ...видѣвъ отъ него правнуку родившуюся... — Имеется в виду, что Богородица по отцу (св. Иоакиму) происходила от Давидова рода.

8 «Слыши, дщи, и виждь... ухо твое»... — Пс. 44, 11.

9 ...Констянтинеградѣ... — Константинополь — город основан императором Константином в 303 г. (отсюда и его название), русское название Царьград, столица Византийской империи, расположен на берегу пролива Босфор, его европейской части. В 1453 г. город покорен турками, он становится столицей Османской империи, получив название Стамбул.

10 «Спаси мя, Господи... отъ сыновъ человѣчьскихъ». — Ср. Пс. 11, 2.

11 ...в Костянтинѣградѣ нѣкая стропотная содѣвахуся... — Речь идет о вторжении сарацинов в пределы Византии и об упадке самой Греческой империи в X в.

12 ...Влахерна именуема... — Влахернская Богородичная церковь.

13  ...даждь до самого патриарха и царя... — По преданию, праздник Покрова был установлен при царе Льве VI Мудром (Философе) в начале Х в., в это время в Константинополе сменилось два патриарха Николай I (895—906) и Евфимий II (906—911). Описание иконы Покрова Богородицы, относящееся к XV в., называет имя св. патриарха Тарасия (784—806), стоящего в ряду людей, символически представляющих весь род человеческий вместе с императором Львом Философом, императрицей Феофаной, Романом Сладкопевцем, св. Андреем и Епифанием. (См.: Сычев Н. П. Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины имени императора Николая II при Русском музее императора Александра III. Петроград, 1916. С. 23).

14 «Честнѣйшиа херувимь и славнѣйшю серафимъ»... — Используется текст церковного песнопения в честь Пресвятой Богородицы «Честнейшую херувим и славнейшую во истину серафим без истления Бога Слово рождшую сущую Богородицу тя величаем...»

15 «Преславная глаголашеся о тебѣ, граде Божий»... — Пс. 86, 3.

16 «Помяну имя твое во всяком родѣ и родѣ». — Ср. Пс. 101, 13; Пс. 134, 13.

17 «Се бо нынѣ блажать мя вси родѣ». — Лк. 1, 48.

18 Радуйся, обрадованная, Господь с тобою... — Рефрен Акафиста Богородице, далее используется акафистная форма песнопений.

19 ...а не оно древо... животъ дарующее! — В Едеме, райском саду, было два дерева — дерево познания добра и зла, от которого вкусил запретные плоды вместе с Евою Адам, за что был изгнан из Рая и лишен бессмертия, и дерево жизни (Быт. 2, 9).

20 ...Моисеовъ жезле... — Жезл Моисея, жезл знамения (Исх. 4, 17); в книге Исход (14, 15—30) повествуется о том, что Господь жезлом Моисея при переходе через Чермное море разделил воды для Израиля и потопил преследовавшие избранный народ войска фараона. Моисей вывел еврейский народ из Египта и привел в землю Ханаанскую, обетованную.

21 ...Аароновъ жезле... — Имеется в виду пустивший почки и расцветший жезл первого ветхозаветного первосвященника, старшего брата Моисея, Аарона (Чис. 17, 8). Согласно учению апостола Павла Аарон был прообразом Иисуса Христа, первосвященника Нового Завета (Евр. 5, 4—6).



 

СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ ЧЕСТНОМУ ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. ТВОРЕНИЕ СМИРЕННОГО ИЕРОМОНАХА ПАХОМИЯ

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — великий, но не двунадесятый праздник, отмечаемый православной церковью 1 октября. По проложному сказанию праздник установлен, как считали исследователи, императором Львом VI Философом или Премудрым (866—912) в память события, бывшего в первой половине X в., — видения святому Андрею Юродивому и его ученику Епифанию Богоматери во Влахернском храме в Константинополе во время войны с сарацинами, когда городу угрожала опасность. Согласно же Житию Андрея Юродивого, событие произошло в конце жизни святого (ум. около 936 г.): св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, увидели на воздухе Богоматерь с сонмом святых, молящуюся о мире и распростершую свой покров над христианами. Мнение, поддерживаемое многими современными исследователями-медиевистами о том, что праздник Покрова Богородицы — русский церковный праздник, не вошедший в греческие богослужебные уставы, остается до сих пор гипотезой. Так, по мнению Н. Н. Воронина, храм Покрова на Нерли (1158—1165) был посвящен новому празднику — Покрова Богородицы, установленному властью владимирского князя (Андрея Боголюбского) и епископа без санкции киевского митрополита. «Этот праздник выражал в особенно открытой, но и утонченной форме мысль о преимущественном покровительстве Богоматери Владимирской земле, ее князю и его людям», он появляется в других православных церквах под русским влиянием. По наблюдениям исследователей, праздник вошел в устав в ХІІ в., в Киевской Руси. Проложное сказание и текст службы известны по рукописям XIII—XIV вв., иконы — с XV в. Однако автор сказания анонимен, идеи, заложенные в тексте, имеют общехристианский характер. Автор свидетельствует об утверждении праздника, но не называет ни имени учредителя праздника, ни указывает на тот факт, насколько праздник «удален во времени и пространстве от момента видения чуда во Влахернской церкви», и «признаков специальной привязанности праздника именно к Русской земле нет». Существует мнение, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлено праздновать 1 октября, потому что осеннее время, по окончании полевых работ и молотьбы, самое удобное к празднованию и потому что в этом месяце нет богородичных праздников, как например в ближайшие месяцы 8 сентября (праздник Рождества Пресвятой Богородицы) и 21 ноября (Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Бесспорным является тот факт, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы — важнейший православный праздник, отмечаемый на Руси и известный еще в домонгольский период. М. Б. Плюханова считает, что очень важным для средневековой Руси «оказалось заложенное в символе Покрова общественное начало». Исследовательница видит специфику этого праздника на Руси в почитании образов церкви как «покрова, ограды, защиты».


В Великих Четьих Минеях митрополита Макария помещено несколько текстов, посвященных празднику Покрова Пресвятой Богородицы: проложное сказание «О видении св. Андрея и Епифания, како видеста на воздусе св. Богородицу»; «Слово похвальное на святый Покров Пречистыа Богородица и Приснодѣвы Мариа»; «Слово похвальное честному Покрову Пречистыа Владычица и Приснодѣвѣи Марии. Творение смиренного иеромонаха Пахомия».


Текст публикуемого здесь проложного сказания стабилен, в рукописных списках встречаются лишь небольшие разночтения, сказание фиксируется уже в составе Прологов XII—XIII вв.


Второй издаваемый текст принадлежит перу известного писателя-агиографа Пахомия Серба (Логофета, умер после 1484 г.), пришедшего с Афона на Русь, в Новгород, при архиепископе Евфимии II (1429—1458) и написавшего ряд житий, похвальных слов, служб и сказаний. (Под 1 октября помещено также его Житие Саввы Вишерского). Один из списков слова на Покров имеет приписку «Сие благодарное гранессловие Покрову написася повелѣнием и благословением преосвященънаго архиепископа Великаго Новаграда и Пъскова владыкы Ионы рукою грѣшнаго ермонаха Пах. (так!), иже от Святия горы сербна» (РНБ, собр. Кирилло-Белозерской библиотеки, №1258). Похвальное слово на Покров было написано Пахомием Логофетом, вероятно, в Новгороде, во время его второго пребывания там (1459/1460—1461/1462), хотя оно и не значится в перечне трудов ритора в «Воспоминании» об архиепископе Ионе. Списки слова показывают, что текст имеет по крайней мере две редакции. Одна из них, более краткая, помещена в Великих Минеях Четьих митрополита Макария. Вторая редакция, читаемая в ряде рукописей, представляет собой небольшую стилистическую переделку некоторых фрагментов слова. Остается неизвестным, принадлежит ли эта правка самому автору или она выполнена другим книжником. Основой и источником для похвального слова на Покров Пахомия Логофета послужило проложное сказание о видении св. Андрея и Епифания. (См.: Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. Биографический и библиографически-литературный очерк. СПб., 1908. С. 126—129).

 

Так как род человеческий по обычаю праздники святых с похвалами празднует, то праздники Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, которая святейшая из всех честная Царица, с еще большей любовью почитать мы должны и как высшей из святых и наивысшую похвалу приносить, подобающую Царице и Владычице, Царя и Владыку всем родившей. Однако мало времени прошло с тех пор, как праздновали мы честной праздник Рождества Пречистой Богоматери: тогда рождеством ее праматеринское проклятие было истреблено, и Адам от вечных оков освободился, и Бог с нами примирился; ибо тогда Иакова лествица утверждалася, так как Бог восхотел по ней к людям сойти и людям путь сотворить к небесным; тогда и пророки возрадовались, своего пророчества узрев свершение; тогда и Давид, увидев от него правнучку родившуюся, ударяя в гусли, взыграв духом, говорил: «Слушай, дщерь, и виждь, приклони ухо твое»; тогда не только пророки, но и все вышнее и земное творение вместе праздновали. Ныне же вечно честнейший новейший Владычицы и Богородицы Покрова праздник. Да уверятся все и узнают, что не только, когда с нами, в мире, была, с просьбой к своему Творцу и Сыну милостиво обращалась, молитву и милосердие <нам свои> являя, но паче и по преславном своем преставлении, от земных в небесные, и тогда не перестает нас посещать, сострадание свое являя.

Поистине хорошо знать, откуда и по какой причине сей пречестной Покрова праздник постановили святые отцы в Константинеграде праздновать. Хотя и в Константинеграде, в котором спасительные дела создавались, но потому там, что, когда <там> истина иссякла, а грех приумножился, как при пророке: увидел Давид в Израиле истину попираему, помолился, сказав: «Спаси, меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынов человеческих». Ибо когда правда побеждает беззаконие, тогда и милосердие Божие к себе привлекаем, а если грех — тогда и негодование Божие. Как уже мы прежде сказали: в Константинеграде свершалося некое беззаконие, могущее Божью немилость навлечь. Но нигде не оставляет Богородительница без помощи своей и непрестанно молится, и просить не перестает о роде человеческом. Так и дивный Андрей, считавшийся людьми юродивым, гораздо более превосходит разумом многих, которые мнили себя в премудрости витиями. Не во внешней премудрости искал он, но более всего высшего желал и к тому стремился, и под юродством свое житие великое скрывал, словно золото в сосуде глиняном, сего ради и славы не требовал, и срама людского не стыдился ради той славы, чтобы избегнуть того срама, что бывает пред ангелами и людьми грешным. Сему же блаженному Андрею и ученику его Епифанию открылося сие божественное и пречудное Пречистой видение ни во сне, ни в воображении, но истинно и на яву, как покажу ныне.


Когда блаженный Андрей, о котором нам <предстоит> слово, пришел в божественную и великую церковь Владычицы и Богородицы, именуемую Влахерна, с учеником своим Епифанием, то видит преславное видение, видит же теплую заступницу христианского рода, в церкви в воздухе стоящую, и с множеством воинов ангельских чинов, и с Предтечею, и Богословцем, и с иными многими святыми, со слезами, как Мать, молящуюся Творцу своему и Богу, дабы пощадил людей согрешивших и согрешающих, так говорящую: «Боже мой, и Творец, и Сын! Прости всяческие согрешения христианскому роду, на тебя Бога и Вседержителя уповающему, и святое и великолепное имя твое призывающих, и меня, рабу твою и мать, от них тебе ходатайствующую и молящуюся, с любовию почитающих». Тогда же Владычица и Богородительница, дерзновение пред ним стяжавшая, град и людей честным своим омофором покрыла, показывая божественное милосердие к людям и свою о нас заботу. И так как и сие божественное чудо, и покров Пречистой Богородицы не утаилися, но паче всем явлены были, даже самому патриарху и царю, потому, пречистый многосветлый праздник Покрова Пречистой учредив, постановили праздновать его месяца октября в 1-й день, что творит церковь и до сего дня во славу и честь великому Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и его Пречистой матери, просительницы и молитвеницы пред Богом.

Вот почему и нам с тех пор, празднолюбцы, следует сей светлый и преславный новейший праздник Покрова Владычицы и Спасительницы граду же и людям с большою любовию почитать и достойную честь, как Царице и Владычице, воздавать, не потому, что она от нас похвал и славы требует, но паче для того, чтобы мы благодаря ей прославлены были. Священники, и цари, и все племена человеческие, богатые и нищие, и все люди, похвалу праздничную да воспоем и да прославим как матерь Божию и нашу помощницу. Каждый пусть благодарение принесет: один — смирение с благоговением, другой пост и молитву пусть дарует Владычице, пусть иной простирает руки в подаянии нищим, а иной гнев брату простит, и так творя Богородицу возвеличим. Ибо таких приношений праздничных требует она, а не с тимпанами и гуслями, и пиршествами, как еллинские отроки празднуют, но в молитвах Богородительнице пение, за обновление жизни нашей благодарения, как долг воздадим, благодати не тая, но о заступничестве <ее> возвещая. Ибо чистотою она как царскою багряницею украшена, со царем как матерь царствует. «Честнейшую херувим и славнейшую серафим» воспоем, и если назову ее высшею, чем небеса и земля, и всех сущих тварей от Адама честнейшею, то так говоря — не согрешу. Ибо того, кого херувимы и серафимы зреть не могут и со страхом и трисвятое пение ему приносят, того Чистая и Пречистая матерь своими чистыми и честными руками сподобилася держать; того, кого небеса не могут вместить, богоприимная ее утроба без труда вместила, и без растления прошел Всесоздатель: как деву обрел чистой, так деву чистой и по рождестве сохранил, да непорочно будет девство. Потому что если некоторые из дев по великому воздержанию, но не по естеству, целомудрие и чистоту сохраняли, то сия же Пречистая и Приснодева Мария не от воздержания чистоту девства имела, но по самому своему естеству, и без труда чистота великая была, ибо так подобало сбыться о ней преславному <чуду>, о Царице и Владычице, девственнице и Матери Сына Божьего, потому что прежде всех тварей и времен была она предназначена Богу преславным вместилищем, о ней же сказал пророк: «Преславное говорят о тебе, град Божий»; и еще: «Помяну имя твое во всяком роде и роде». И сама та Владычица и Богородица пророчески говорит: «Се бо ныне блажат мя вси роды». Все народы народов ее прославляют. Что сказать о земных, если и в пренебесных сами ангелы и архангелы, как Царице и Матери их сотворившего, со страхом пред нею стоя, пение приносят. Мы же, грешные, какими словами отверзем уста к похвале Чистой, как должно ей почесть приносить, достойную хвалами величия Приснодевы Богоматери? Если и ум ангельский не постигает достойными похвалами, какими им свойственно, воспевать ту, которую и сам небесный Отец восхвалил, и Дух Пресвятой осенил, и Сын Божий от нее без истления пришел, и все, паче естества и человеческого и ангельского разума, о ней таинства сбылись.


Но что много говорю? Неиспытанного постигнуть нельзя, но ныне о нынешнем празднике праздничное же говорится. Кто же возвестит о величии, ныне бывшего преславного Владычицы чуда и явления своим угодникам, и о молитвенном и милостивом ее к сыну своему и Богу о согрешающих прошении? Какое воздаяние принесем в ответ на ее благодеяние? Только то архангельское слово, как достойное радости, произнесем: «Радуйся, обрадованная, Господь с тобою, и тебя ради — с людьми! Радуйся, одушествленный рай, в котором божественное древо, Христос, посажено было, и не то древо, что Адама умертвило, но, напротив, всем бессмертие и жизнь дарующее! Радуйся, божественный киот, небесной жемчужины, Христа, в себе носящий, и источник живой воды, жизнь нам источивший! Радуйся, архангелам ликование и ангелам веселие, и рожденным на земле обновление! Радуйся, Моисеев жезл, море разделивший и фараона-мучителя силою сына своего потопивший, и избранным людям в землю обетованную указавший дорогу! Радуйся, вместе царский и священнический Ааронов жезл, от которого прекрасный цвет, Христос, расцвел и из тебя без истления родился! Радуйся, светило невечернего света, все творение <Божее> освещающее и еретическую мглу далеко отгоняющее! Радуйся и ты, блаженный и преблаженный Андрей, отче наш, и с блаженным учеником Епифанием, что был достоверным свидетелем тайн неизреченных видений! Радуйся и ты, блаженный Епифаний, удостоившийся такого учителя учеником преизрядным называться! Блаженны же и все люди, пречестный твой праздник почитающие, Владычица: тебе благодаря наш град и вся вселенная от лжи дьявольской избавились, и крестом сына твоего праотец всего рода человеческого, Адам, в рай опять возвращается; и тебя ради, Владычица, страсти от людей отгонятся, и мы здравие душевное и телесное приемлем. Ибо ты печальным милостивое утешение, радость, ты — Матерь истинной жизни; хоть ты и преставилась от земли к небесным, но во плоти, будучи живой, потому и там с Царем и Сыном вечно соцарствуешь в небесных <селениях>. Потому молимся тебе, как милостивой и милостивого Бога родившей рода нашего: если и согрешили, без помощи не оставь, но вечно ограждай от бед и от скорбей избавь нас. Ибо ты, Владычица, православным людям прибежище и ограда крепкая от лица вражеского, и твоего заступничества и помощи просим, и надеждою на тебя укрепляемся, и силою Сына твоего вражеские полки побеждаются. Потому, Богородительница, как тогда милостиво о людях, тебя чтущих Царицею, заботилась, так и ныне не переставай своим честным покровом покрывать, и замыслы варваров воинствующих низложи, и всех, приходящих в честной храм твой и молитвы и моления тебе приносящих, спасай. Да твоими молитвами жизнь сию безмятежно пройдем и вечных благ сподобимся, благодаря самому тому Владыке и Господу нашему Иисусу Христу, которому слава и держава, честь и поклонение, с безначальным Отцом и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Духом и ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Федотовой

Служба на Покров Богородицы.
Время создания: вероятно 12 век.

Шифр рукописи: Минея праздничная, РНБ ф.728 ОР Софийск. №396, конец 14 – начало 15 века.
Фрагмент.



Этот же самый текст в другой рукописи 15 века:


Этот же самый текст в старопечатной киевской книге Анфологион 1619г.: 


Этот же самый текст в старопечатной московской книге "Минея октябрьская" 1609г.: 
Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • Покров Богоматери
  • В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы прот. Александр Устименко возглавил Божественную Литургию в Свято-Николаевском кафедральном соборе
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • 14.10.2016 Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Престольный день в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Октябрь 2021 (71)
    Сентябрь 2021 (134)
    Август 2021 (101)
    Июль 2021 (109)
    Июнь 2021 (46)
    Май 2021 (54)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2018