Главная » Иконы Богородицы » Киккская икона Божией Матери, именуемая "Милостивая"
 
Киккская икона Божией Матери, именуемая "Милостивая"  
Празднование 12/25 ноября, 26 декабря / 8 января

Киккотисса, Милостивая; греч. Κυκκ(ι)ώτισσα, Παναγία τοῦ Κύκκου, Θεοτόκος ᾿Ελεούσα τοῦ Κύκκου], один из наиболее почитаемых чудотворных образов на Кипре 

 

Икона находится в местном ряду иконостаса собора Киккского монастыря, третьей слева от царских врат, в отдельном проскинитарии (киоте), украшена окладом и в соответствии с древней традицией скрыта завесой. Киккская икона Божией Матери до сих пор остается неисследованной. Греческий археолог Г. Сотириу, по приглашению архиеп. Кирилла III изучавший в 1931 г. на Кипре памятники древности, приводит примерный размер иконы (40/50´ 30/35 см) и сообщает, что в том месте, где в окладе устроена небольшая дверца для целования образа, красочный слой утрачен. Тогда икона находилась во вставленном в иконостас деревянном, инкрустированном искусной резьбой по кости проскинитарии 1785 г., который в 1996 г. был заменен новым и помещен в Музей Киккского монастыря. Шитая золотом завеса закрывала верхнюю часть образа, как и в наст. время.  


Об иконографии Киккской иконы Божией Матери можно судить по серебряному с позолотой окладу 1576 г. (Музей Киккского монастыря) и по многочисленным спискам византийского и поствизантийского периода. Богоматерь, держащая Младенца Христа на левой руке, изображена в 3/4-ном повороте, Ее щека касается головы Сына (на нек-рых списках фигуры даны в зеркальном изображении). Особенностью иконографии Киккской иконы Божией Матери является поза Богомладенца, необычное положение Его обнаженных до колен ног (правая нога согнута в колене, левая вытянута вперед) и изгиб правой руки, лежащей в руке Богоматери. Живость движениям Его фигуры придает прием контрапоста, который достигнут тем, что голова Младенца наклонена вправо, торс развернут фронтально, а ножки направлены влево. Динамичность подчеркнута отведенной в сторону и согнутой в локте правой рукой со свитком. Левая рука Младенца частично скрыта под складками плата. Законченность композиции придает жест Богоматери, придерживающей Сына за правую руку. Поверх мафория Богородицы накинут плат, чаще всего яркого красного цвета. Характерной чертой данного извода считается короткий хитон Богомладенца, к-рый перехвачен перевязью с узлом, иногда ленты перевязи уходят за плечи (перевязи нет на иконе XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). По иконографии К. и. очень близка к образу Божией Матери «Достойно есть».


Оклад 1576 г. был изготовлен в Никосии мастером Г. Тумазосом. Лики были оставлены открытыми, в том месте, где рука Младенца лежит на груди Богоматери, устроена дверца. Насельники Киккского мон-ря рассказали В. Г. Григоровичу-Барскому, что икона написана в технике энкаустики «на некоем необичном древе, и несписанна художеством нинешних времен, но инимь, некиимь воскомь и мастихою изображенна, о чесом испитания известнаго несть, ибо вся покровенна есть сребром, кроме лица и единаго на персех малаго оконца, лобызания ради, лице же всегда есть покровенно катетасмою драгоценною». По словам Ефрема Афинянина (впосл. Ефрем II, патриарх Иерусалимский), иноки, менявшие покров раз в год (иногда раз в 3 года), делали это стоя позади иконы, чтобы не видеть лика. Лики открывали лишь во время засухи, вознося К. и. на близлежащую к монастырю гору.


Оклад 1576 г. был заменен в 1795 г. новым, серебряным с позолотой, украшенным бриллиантами, сапфирами и др. драгоценными камнями, который покрывает икону в наст. время. На окладе 1576 г. воспроизведены жесты и одеяния, известные по большинству кипрских списков К. и. XIV-XVI вв.; на окладе 1795 г., насколько он доступен для обозрения, Младенец изображен в длинном хитоне, обнажающем лишь ступни Его скрещенных ножек.


«Сказание о трех иконах, написанных ап. Лукой, где находится каждая из них, и иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре»


В основе лежит рассказ 1422 г. 125-летнего иером. Киккского мон-ря Григория. «Сказание...» известно в 5 списках: Александрийском (Alexandr. Patr. 176 (366), 1614 г., издан К. Хадзипсалтисом), из Музея Киккского мон-ря, Иерусалимском. Еще один утраченный список лег в основу сочинения Ефрема Афинянина. Лучше всего отражает текст оригинала Александрийский список. История этой иконы также кратко изложена в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.). Из поствизантийских источников наиболее ценные сведения о Киккской иконе Божией Матери. содержатся в «Описании честного и царского Киккского монастыря» (Венеция, 1751) Ефрема Афинянина и в «Странствиях по святым местам Востока» Григоровича-Барского, посещавшего Киккский монастырь в 1727 и 1735 гг.

Во вступительной части «Сказания...» повествуется о создании ап. Лукой, руководимым арх. Гавриилом, 3 икон Божией Матери, одна из которых - «Елеуса» (т. е. Милостивая) впоследствии. получил название Киккской иконы Божией Матери. Завершив работу над образами, ап. Лука показал их Богоматери, и Она благословила иконы. Позже ап. Лука увез их в Египет. Спустя значительное время Киккская икона Божией Матери была послана «благочестивыми царями» в Афины, однако эта сюжетная линия не получила развития в «Сказании...». Более того, в основной части текста, изложенного со слов киккского иером. Григория, содержится др. версия бытования Киккской иконы Божией Матери.: когда икона находилась в Египте, некоторые христиане решили увезти ее на один из островов. По пути их судно было захвачено пиратами-агарянами, но у Тамиата (впосл. Дамиетта, ныне Думьят) 2 константинопольских корабля освободили пленников, а икону отвезли в столицу, и она была помещена в имп. дворце.


Далее в «Сказании...» повествуется о том, как этот образ попал на Кипр. Полководец византийского императора Алексея I Комнина (1081-1118) Мануил Вутомит, заблудившись в горах Троодос во время охоты, встретил отшельника прп. Исаию. Мануил разгневался, когда тот не ответил на его вопрос о дороге в Лефкосию (ныне Никосия), и избил старца. Вскоре Мануил заболел и решил отправиться в горы, чтобы попросить у отшельника прощения. Прп. Исаии во сне явилась Пресв. Богородица в царском облачении, сообщила ему о раскаянии Мануила и велела, чтобы тот в качестве епитимии привез на Кипр Ее икону из императорского дворца в Константинополе. Вскоре Мануил был отозван в столицу, но долго не мог найти удобного случая, чтобы изложить свою просьбу. Через некоторое время дочь императора заболела тем же недугом, что и Мануил, и врачи не могли помочь ей. Тогда Мануил рассказал императору о своем исцелении и о просьбе отшельника привезти икону на Кипр. Алексей I пообещал отправить туда икону, и его дочь сразу же выздоровела. Однако император не сдержал слова и вскоре сам заболел. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица, укоряя в нарушении обета. После этого император послал икону на Кипр на царском корабле со свитой, а кипрскому наместнику велел выделить средства для постройки церкви во имя Пресвятой Богородицы. Икона была доставлена на остров в 5-й год царствования императора, и от нее сразу же стали происходить чудеса.


Изложение событий в «Хронике» Леонтия Махераса совпадает с описанием в «Сказании...», но оно более кратко. Главное отличие состоит в том, что после рассказа Вутомита император послал корабль за Исаией, и преподобный сам исцелил царевну. В сочинении Ефрема Афинянина появился новый сюжет: попытка имп. Алексея I обмануть прп. Исаию, заказав лучшему художнику изготовление копии, чтобы отправить ее на Кипр вместо подлинника. Ефрем Афинянин привел также народное предание о том, что когда Киккскую икону Божией Матери  несли от корабля к Киккскому монастырю, по пути склонялись деревья. Ни в «Описании... Киккского монастыря», составленном Ефремом, ни в его изданиях 1782, 1817 и 1819 гг. нет рассказа о пчеле, которая, сев на чудотворный образ, помогла прп. Исаии отличить подлинную икону от копии. Однако эта легенда уже существовала в кон. XVIII в., т. к. игумен Киккского монастыря Мелетий (1776-1811) использовал изображение пчелы в качестве эмблемы обители.


Ефрем Афинянин пишет, что икону закрыли платом при перевозке из Константинополя и с тех пор хранили так. Однако поскольку на Кипре существует множество копий Киккской иконы Божией Матери , то, видимо, она была скрыта от глаз не сразу. Так же считает и Серафим Писсидиец, подготовивший в 1782 г. исправленное и дополненное издание «Описания... Киккского монастыря»: «Мудрец века сего говорит: «Хорошо, когда эта святая икона была увезена в Египет... не был ли всесвятой лик святой иконы непокрыт? Несомненно, так. А потом, когда она находилась в царском дворце в течение стольких лет, он ведь тоже оставался открытым?» Конечно. «Хорошо,- говорит он.- А почему же тогда Она не хочет показывать Своего вида теперь, как показывала всем раньше?» Человече, таков Промысел Божий… ради каких-то целей, которые Бог провидит, а мы не знаем. И ведь икона оставалась непокрытой не только когда она была в царском дворце, но и еще и в 1577 году, через шесть лет после оттоманского завоевания, она была украшена [окладом], и тот, кто украшал ее, конечно, видели облик Богородицы и Христа Святой Лик. Только теперь она невидима для всех, так что, те, которые пробовали открыть покров, которым закрыта святая икона, подвергались тяжкому наказанию со стороны Пресвятой Матери Божией, как об этом повествуется в «Описании», несмотря на то, что те, кто предпринимали эти попытки, были мужами добродетельными и людьми Божиими. Таков, человече, Промысел Божий, и попечение о нас...»


В основном это исцеления болящих и наказания дерзнувших увидеть изображенный на иконе лик Божией Матери, тем не менее встречаются и др. сюжеты. В «Сказании...» повествуется о чудесном спасении Киккской иконы Божией Матери во время пожара 1365 г., когда чтимый образ вынес из храма паралитик, которого привезли в Киккский монастырь и положили перед иконой в надежде на его выздоровление. Во сне ему явилась Пресв. Богородица со словами: «Восстань и спасайся!» . Исцеленный сообщил об этом чуде кипрскому королю Петру I Лузиньяну, и тот вместе с супругой Элеонорой Арагонской выделил средства на восстановление монастыря. Икона уцелела и во время пожаров 1542, 1751 и 1813 гг.


В заключительной части «Сказания...» говорится о многочисленных исцелениях от иконы (в т. ч. слепцов и бесплодных женщин) и о помощи при засухе и нашествиях саранчи . В добавлении к «Хронике» Леонтия Махераса и в венецианских документах 50-х гг. XVI в. подтверждаются сведения из «Сказания...» о том, что Киккская икона Божией Матери  почиталась как подательница дождя. В 1683 г. голландец Корнелиус ван Брёйн слышал рассказ о крестном ходе с Киккской иконой при нашествии в 1668 г. саранчи и о чудесном появлении птиц, истребивших этих насекомых. В 1699 г. при посещении Киккского монастыря Александрийский патриарх Герасим II попытался увидеть икону, но был наказан за дерзость. Раскаявшись, патриарх составил документ, который Ефрем Афинянин включил в «Описание... Киккского монастыря».


Помимо многочисленных исцелений (напр., Аргириса из Кастории и проводника караванов Георгиоса) Ефрем Афинянин приводит такие чудеса от в Киккской иконой, как спасение сорвавшихся в пропасть (случай с ребенком и с протопсалтом Хрисанфом) и попавших в шторм (мон. Григорий), а также прекращение эпидемий. Он рассказывает, как один «мавр» попытался оскорбить икону, но рука его отсохла. Модель руки «мавра» была подвешена рядом с иконой в память об этом событии. Однажды во время засухи наместник острова призвал игумена и объявил ему, что если икона не ниспошлет дождь, то он казнит его и сожжет чудотворный образ. По молитве игумена и братии хлынул ливень, после чего наместник разрешил беспрепятственное совершение крестных ходов с К. и. по острову (Ibid. Σ. 103). Когда др. наместник, Бекир-паша, требовал у мон-ря деньги, иноки спрятали К. и. в пещере недалеко от обители. Хотя было лето, 3 дня продолжалась сильная гроза с ливнем, что бывает на Кипре только зимой. Это природное явление испугало турок, и они оставили мон-рь в покое (Ibid. Σ. 103-104).


В «Описание... Киккского монастыря», изданное в 1782 г. с исправлениями и дополнениями Серафимом Писсидийцем, добавлено чудо об источнике, который забил по молитве к Киккской иконе умиравшего от жажды монаха. Это произошло в Пирги, одном из владений Киккского монастыря, расположенном недалеко от обители. Св. вода из этого источника исцелила иером. Мелетия от отеков головы, мон. Антонию-кузнецу залечила раны на ногах, мон. Парфения спасла от горячки. Благодаря чудодейственной силе иконы исцелился бесноватый иконописец Иаков. Когда после пожара 1751 г. братия временно переселилась во владение Василики, произошло следующее чудо: иноки отправились к сгоревшему мон-рю и издалека увидели в нем необычный свет. В др. раз они заметили обходящую обитель деву, блистающую как солнце. Аналогичное явление произошло после пожара 1813 г.: монахи услышали, что в разрушенном соборе совершается служба, увидели свет и окруженную сиянием женщину. Во время строительства нового собора (1755) на мастеров обрушился купол, но чудесным образом никто не пострадал. В 1771 г. иером. Иоанн Родосец из Иерусалима, попытавшийся открыть завесу, чтобы увидеть икону, на неск. часов остолбенел и потерял дар речи.


В «Описании... Киккского монастыря» 1819 г. приведены новые чудеса: напр., прекращение в 1782 г. засухи после крестного хода с К. и. Во время этой процессии помимо исцелений верующих были зафиксированы случаи наказания нечестивых (агаряне в Морфу, армянка в Никосии, Иосиф в Китрее, женщина в Эксо-Метохи, к-рая после раскаяния сразу выздоровела), обращения иноверных (явление Богоматери «язычнику»-американцу в Ларнаке) и помощи пришедшим поклониться иконе мусульманам (дети турок в Аликесе). Ночью на обратном пути к подворью арх. Михаила, где тогда временно хранилась икона, чудотворный образ сопровождало светящееся облако.

Народ боготворит Богородицу. Существует множество песен-восхвалений в ее честь. Милостивая икона – самое священное, что есть на острове. Древняя монастырская летопись свидетельствует о многочисленных чудотворений, происходящих от Киккской иконы Божией Матери, разнообразные чудеса происходят и в наши дни.


Киккская икона Божией Матери, мозаика на стене Киккского монастыря Киккская икона Божией Матери, автор Ушаков
Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • Чирская (Псковская) икона Божией Матери
  • 10.08.14 Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия"
  • Иверская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери Ярославская-Смоленская (на Бору)
  • Абалакская икона «Знамение» Божией Матери


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Декабрь 2021 (4)
    Ноябрь 2021 (91)
    Октябрь 2021 (107)
    Сентябрь 2021 (133)
    Август 2021 (100)
    Июль 2021 (107)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2018