Главная » Иконы Богородицы » Икона Божией Матери «Одигитрия» Корсунская
 
Икона Божией Матери «Одигитрия» Корсунская  
Икона Божией Матери «Одигитрия» (Корсунская, Эфесская, Торопецкая). 1-я пол. XIV в. (ГРМ; ц. блгв. кн. Александра Невского в пос. Княжье озеро, Московская обл.)Празднование иконе совершается 9 (22) октября.

История этого святого образа уходит в седую древность. Существуют две версии его происхождения.

Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом Лукой. На Русь Ефесская, или Корсунская, икона попала в 988 году, — была принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром из Корсуни в Киев. Позднее образ попал в Великий Новгород, затем в Москву и до 1918 года находился в Успенском соборе Московского Кремля, за престолом.

Другое же предание гласит, что икона была принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой, дочерью полоцкого князя Георгия, с юных лет избравшей путь подвижничества. Княжна эта отличалась высокой подвижнической жизнью. В Полоцке она основала женскую обитель и в ней построила каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса. Когда обитель возросла, Евфросиния соорудила новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелал украсить ее древнейшим образом Богоматери, происхождение которого рассказы путешественников и предание возводили к евангелисту Луке. Икону эту княжна решилась приобрести через посредство родственного полоцким князьям греческого царствовавшего тогда дома Комнинов.

Евфросиния послала к императору Мануилу Комнину (1143—1169 гг.) и патриарху Луке Хрисовергу (1156—1169 гг.) своего слугу Михаила с богатыми дарами. Император и патриарх исполнили благочестивое желание Евфросинии и вручили Михаилу икону Богородицы, бывшую тогда в Ефесе.

Евфросиния с радостью приняла дар. Украсив образ золотом, серебром и драгоценными каменьями, она в 1173 году поставила его в храме Богоматери.

Здесь икона находилась более 60 лет, источая исцеления всем с верою притекавшим к молитвенному предстательству Божией Матери.

В 1239 году князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава в городе Тороцце. Княжна эта взяла с собой из Полоцка Ефесскую икону Богоматери и поставила ее в соборной Торопецкой церкви. Под именем Корсунской эта икона находится здесь и доныне и почитается чудотворной. Помещается она в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте. Длина образа 1 аршин и 2 вершка, а ширина 14 вершков. Хотя живопись от времени потемнела, но цвета красок различаются легко. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Предвечного Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находится изображение св. Николая Чудотворца.

В 1173 году эта икона была торжественно установлена в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы, прославившись подаваемыми ею чудесными исцелениями.

В 1239 году святой князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание состоялось в городе Торопце; в память об этом константинопольский образ был перенесен туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского собора.

Какая же из двух версий происхождения Корсунской иконы верна? В фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника была найдена рукописная книга на двенадцати страницах из холста. Рукопись повествует об истории обретения Ефесской «Одигитрии». Cия икона, — сказано в рукописи, —написана в Византии в 1134 году «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом» с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки.

«Икона Ефесская Одигитрия стояла в малой церкви архимандрита Иосифа в Царьграде много лет. Турки пленили Царьград. Эту икону скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона. В земле сохранялась она немало лет. По воцарении турок в Царь Граде прошло немного время, и вынули из земли святую икону, ничем невредиму. По обретении множество болящих исцелилось от святыя иконы. Вознегодовали на християн турки, и второе боялись християны, чтобы турки не истребили святую икону, всем болящим врача. После архимандрита Иосифа, принесшего сию икону из Ефеса, много было наместников. Святую икону передавал в Россию, московским боярам Морозовым, цареградский архимандрит Гавриил в 1461 году…

И устроили принесенному образу драгоценную ризу из злата и сребра и драгоценных каменей и другого жемчуга и драгоценную корону. Это дар царский: царицы Анастасии Романовны — супруги царя Иоанна Грознаго, скованный из чистаго злата.

Царица Анастасия имела любовь к принесенному образу из Ефеса и часто ходила на молитву Ефесской «Одигитрии» в дом бояр Морозовых. Царица Анастасия шествовала своими ногами на молитву, а не изволила в каретах царских».

И так продолжалось много лет. Но род бояр Морозовых угасал, остались от него только боярин Глеб и жена его боярыня Феодосия. Решили Морозовы передать чудотворную святыню «в пустынную Шарпанскую обитель в нижегороцких пределах во области Семеновской в лесах за рекою Волгою», устроенную в 1622 году в царствование Михаила Федоровича.

В Шаранской обители Корсунская сохранялась без малого двести лет. В первые же годы пребывания чудотворной в обители здесь на средства боярыни Феодосии были выстроены странноприимный дом и огромный храм, вмещавший до тысячи молящихся. Сотни православных получали исцеление от сей святыни.

Однажды в 1728 году Нижегородский архиепископ Питирим, «подвергшись недугу телесному, стал расслаблен телом от истечения крови его. Он искал помощи от земных врачей, но не един врач не мог исцелить его от кровотечения. И оставил земных врачей, и стал призывать на помощь Бога и Пречистую Богородицу. Архиепископ Питирим слышал и видел, что множество людей — нижегородцев и из прочих стран — идут и едут на поклонение чудотворному образу, множество болящих и страждущих. Везут и все приемлют в себе исцеление от святыя иконы. Архиепископ Питирим дал свое обещание ехать в область Семеновскую, в обитель Шарпанскую, на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы, видя, что от нея истекает великий источник, богатыя милости и все страждущие и болящие приемлют исцеление от неистощимаго источника святыя иконы».

Владыка Питирим отправился в Шарпанскую обитель и, обретя от иконы исцеление, объявил всем нижегородцам, что это чудотворный и дивный образ. «Я желал бы эту великую святыню приносить в наш Нижненовгород в кажнее лето», — сказал Питирим. Все велегласно откликнулись: все желаем, владыко, принять чудотворную икону. Даем обещание, владыко, кажнее лето приносить чудотворную икону в Нижний Новград. Архиепископ Питирим провозгласи: «…Будет в нашем граде великая радость о пришествии великой заступницы граду нашему, ей, братие, помолимся. Икона будет приноситься в Нижней Новград июля 10 дня в продолжение пребывания иконы по 15 сентября».

Так продолжалось до 1853 года, когда скрылась икона и следы ее затерялись в истории. А это был как минимум третий список с подлинной Ефесской святыни, созданной в Византии местными мастерами.

Примечательно, что еще один список с этого образа также пребывал на Нижегородской земле, в мужском Благовещенском монастыре, и столь же таинственно исчез, хотя прежде пережил невредимым три опустошительнейших пожара. Считается, что он был написан в Киеве во времена равноапостольного великого князя Владимира как копия с принесенной крестителем Руси из Корсуни иконы. Основанием для такого предположения служила надпись на ризе на двух языках, славянском и греческом: «Образ сей писан в лето 6501 (903) Симеоном иеромонахом». Главная святыня Благовещенского монастыря была прислана туда чудотворцем Алексием, митрополитом Московским, как первосвятительское благословение новосозданной обители.

Помимо того в России имелось без малого полтора десятка местночтимых списков с Корсунской иконы позднейшего происхождения: в псковском Изборске, в кафедральном Исаакиевском соборе северной столицы, в Нежине Черниговской губернии, в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии, в монастырях Спасо-Евфимиевом в Суздале, Соловецком и Павло-Обнорском под Вологдой и во многих иных городах, весях и обителях. Еще большим было количество храмов во имя Корсунской Богоматери.


Икона с названием «Корсунская» в Великом Новгороде впервые упоминается в «Сказании о видении Софийского пономаря Аарона», включенное в Новгородские летописи под 1438 и 1439 годами. Со второй половины XV века в Новгороде получили распространение списки с этой иконы, названные «Иерусалимская» или «Грузинская».

Название «Гефсиманская» связано с поновлением иконы, выполненным около 1701 года царским иконописцем Кириллом Улановым, который снабдил икону историей о её происхождении. Согласно этому тексту, образ был написан апостолами в Гефсимании в Иерусалиме через 15 лет после Вознесения Иисуса Христа, в 453 году икона была перенесена в Константинополь, в 898 году — в Херсонес «ради нахождения русских людей», затем перенесена великим князем Владимиром в Киев, а после крещения новгородцев — в Софийский собор в Новгороде, в 1561 году по приказу царя Иоанна Грозного отправлена в Москву и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля. В описи Успенского собора 1701 года эта икона впервые упоминается как «образ Пресвятыя Богородицы Гефсиманския». При захвате Кремля в 1812 году она была похищена и позже заменена списком.

В настоящее время в Новгородском музее находится икона Божией Матери типа Одигитрия, названная «Корсунской» в описи Софийского собора 1736 года, датируемая XVI веком с поновлениями XIX века.

В Московском Кремле
        
Двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия (Корсунская) и Христос Пантократор». Вторая половина XIII века. Музеи Московского Кремля.

В XVI веке или позже на ряд памятников, находящихся в Успенском соборе Московского Кремля, распространилась история их привоза из Корсуни, в том числе двух запрестольных двусторонних икон: «Спас Нерукотворный — Богоматерь Одигитрия» и «Спас Вседержитель — Богоматерь Корсунская Одигитрия», имеющих на обороте изображения Божией Матери «Одигитрия». Икона Корсунской Одигитрии датируется второй половиной XIII века и в настоящее время находится в Государственном музее Московского Кремля.

Предание о привозе обеих запрестольных икон из Корсуни в Великий Новгород великим князем Владимиром, а из Новгорода в Москву царём Иоанном Грозным было впервые изложено А. Г. Левшиным в 1783 году. Название обеих икон «Корсунская» появилось лишь в описях Успенского собора 1853—1854 годов, где также было указано время привоза икон в Новгород (992) и в Москву (1570).

В настоящее время ученые считают, что икона могла быть на самом деле принесена в 1283 или в 1300 году митрополитом Максимом из Константинополя во Владимир, откуда её мог забрать в Москву митрополит Пётр. Он мог поставить её в алтаре первого каменного Успенского собора, став одной из наиболее почитаемых его реликвий.

Чу­до­твор­ная Кор­сун­ская (Шпилев­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Про­зрен­ноя»

Чу­до­твор­ная Кор­сун­ская (Шпилев­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Про­зрен­ноя»Глав­ной свя­ты­ней Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра яв­ля­ет­ся Чу­до­твор­ная Кор­сун­ская (Шпилев­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Про­зрен­ноя». Эта ико­на на­пи­са­на на ли­сто­вом бе­лом же­ле­зе — спи­сок с ико­ны Бо­го­ма­те­ри, при­не­сен­ной кня­зем Вла­ди­ми­ром из Кор­су­ни по­сле его кре­ще­ния в Ки­ев. В XVIII сто­ле­тии ико­на бы­ла соб­ствен­но­стью од­но­го кре­стьян­ско­го се­мей­ства в с. Ро­ма­нов­ка Сум­ско­го уез­да. По пре­да­нию, в се­мей­стве вла­дель­ца ико­ны бы­ла сле­пая от рож­де­ния ма­лень­кая дочь. Од­на­жды, ко­гда все чле­ны се­мьи бы­ли за­ня­ты убор­кой в до­ме, де­воч­ке по­ру­чи­ли про­те­реть ико­ны. За­ме­тив раз­ни­цу меж­ду ико­ной, пи­сан­ной на тон­ком же­лез­ном ли­сте и пи­сан­ны­ми на дос­ках, де­воч­ка усо­мни­лась в том, что это – ико­на. На во­прос, об­ра­щен­ный к ма­те­ри, — ико­на ли это – она по­лу­чи­ла утвер­ди­тель­ный от­вет. То­гда сле­пая с го­ре­чью ска­за­ла: «Мо­жет быть вы сме­е­тесь на­до мной – и, вздох­нув, вы­ска­за­ла дав­но та­ив­ше­е­ся в глу­бине серд­ца свое же­ла­ние — Ах, ес­ли бы я са­ма сво­и­ми гла­за­ми уви­де­ла, то­гда бы не со­мне­ва­лась». Лишь толь­ко она мол­ви­ла это, ее гла­за от­кры­лись и она в ра­до­сти вос­клик­ну­ла: «Ой, вер­но вы го­во­ри­те, са­ма те­перь ви­жу!» Вско­ро­сти ис­це­лен­ная де­воч­ка ви­дит во сне Бо­жию Ма­терь та­кой же, ка­кой Она изо­бра­же­на на иконе и слы­шит ее го­лос: «От­не­си­те ико­ну Мою в цер­ковь, что в се­ле Шпилев­ка». О сне де­воч­ка рас­ска­за­ла ро­ди­те­лям и те от­нес­ли ико­ну в храм. Од­на­ко ро­ди­те­ли не рас­ска­за­ли свя­щен­ни­ку о чу­дес­ном ис­це­ле­нии сво­ей до­че­ри. Ико­на два­жды необъ­яс­ни­мым об­ра­зом по­ки­да­ла цер­ковь и ее на­хо­ди­ли непо­да­ле­ку в са­ду, под ясе­нем. Хо­зя­ин са­да – по­ме­щик Кон­дра­тьев, свя­щен­ник и ста­ро­ста церк­ви ре­ши­ли пой­ти к быв­ше­му вла­дель­цу ико­ны. Услы­шав рас­сказ о про­ис­шед­ших со­бы­ти­ях, кре­стья­нин по­дроб­но рас­ска­зал при­шед­шим о чу­де про­зре­ния сво­ей до­че­ри. Слух об этом быст­ро рас­про­стра­нил­ся по окрест­но­стям. На том ме­сте, где под ясе­нем два­жды на­хо­ди­ли ико­ну, бы­ла по­став­ле­на цер­ковь в ко­то­рую и по­ме­сти­ли Свя­той Об­раз. До 1859 го­да Кор­сун­ская ико­на по­сто­ян­но на­хо­ди­лась в Шпилев­ском По­кров­ским хра­ме. Вот как пи­са­ли „Харь­ков­ские гу­берн­ские ве­до­мо­сти” №11 за 14 мар­та 1859 го­да: „Гос­по­дин На­чаль­ник гу­бер­нии в пред­ло­же­нии от 7 фев­ра­ля за № 1361, изъ­яс­нил: ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, по ВСЕПОДДАННЕЙШЕМУ ДОКЛАДУ Обер-Про­ку­ро­ра Свя­тей­ше­го Си­но­да в 10 день ми­нув­ше­го Ян­ва­ря Ви­со­чай­ше утвер­дить со­из­во­лил опре­де­ле­ние Свя­тей­ше­го Си­но­да о раз­ре­ше­нии на­хо­дя­щу­ю­ся в се­ле Шпилев­ке Сумсь­ко­го уз­да Чу­до­твор­ную ико­ну Бо­жий Ма­те­ри, име­ну­е­мую Кор­сун­скою, пе­ре­но­сить еже­год­но в день яв­ле­ния, 9 Ок­тяб­ря, в Пре­об­ра­жен­ский Со­бор в г. Су­мы, с тем, чтобы Ико­на сия бы­ла воз­вра­ще­на в с. Шпилев­ку на тре­тий день Пас­хи.” А 9 ок­тяб­ря 1859 го­да „Харь­ков­ские гу­берн­ские ве­до­мо­сти” в раз­де­ле — Из­ве­стия из уез­дов – уже пи­са­ли: „В 12 вер­стах от уезд­но­го го­ро­да Сум, в при­ход­ской церк­ви се­ле­ния Шпилев­ки есть Чу­до­твор­ная Ико­на Бо­жий Ма­те­ри Кор­сун­ской. Пе­ре­не­се­ние этой Ико­ны из Шпилев­ки в Су­мы на зим­нее вре­мя из­дав­на бы­ло за­вет­ным же­ла­ни­ем сум­ских жи­те­лей, ко­то­рое в на­сто­я­щее вре­мя осу­ще­стви­лось в след­ствие Вы­со­чай­ше­го в ны­неш­нем го­ду со­из­во­ле­ния на пе­ре­не­се­ние еже­год­но 9 ок­тяб­ря Чу­до­твор­ной Ико­ны из Шпилев­ки в сум­ской го­род­ской Пре­об­ра­жен­ский со­бор и об­рат­но в Шпилев­ку на тре­тий день Пас­хи. Та­ким об­ра­зом в ны­неш­нем го­ду в пер­вый раз со­вер­ше­но пе­ре­не­се­ние Чу­до­твор­ной Ико­ны 9 чис­ла те­ку­ще­го ме­ся­ца Прео­свя­щен­ным Ма­ка­ри­ем (Бул­га­ко­вым), Єпис­ко­пом Харь­ков­ским и Ах­тыр­ским, с про­чим ду­хо­вен­ством, в при­сут­ствии Гос­по­ди­на На­чаль­ни­ка гу­бер­нии и су­пру­ги Его Пре­вос­хо­ди­тель­ства, а так­же г. пред­во­ди­те­ля дво­рян­ства сумсь­ко­го уз­да, мно­гих знат­них особ обо­е­го по­ла, го­род­ско­го и уезд­но­го на­чаль­ства, при сте­че­нии мно­го­чис­лен­но­го на­ро­да… В тот же день ве­че­ром Прео­свя­щен­ный в со­бор­ной церк­ви со­вер­шал все­нош­ное бде­ние, а на дру­гой день Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, пе­ред окон­ча­ни­ем ко­то­рой про­из­нес при­лич­ное тор­же­ству сло­во”.

По­кров­ская цер­ковь се­ла Шпилев­ки по­стро­е­на в 1849 го­ду ста­ра­ни­я­ми при­хо­жан и по­ме­щи­цы Вар­ва­ры Рим­ской-Кор­са­ко­вой. По­сле ре­во­лю­ции Кор­сун­ская (Шпилев­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла изъ­ята из хра­ма и по­ме­ще­на в ху­до­же­ствен­но-кра­е­вед­че­ский му­зей. Во вре­мя по­жа­ра, слу­чив­ше­го­ся в 30-х го­дах в му­зее, ико­на чу­дес­ным об­ра­зом не по­стра­да­ла. Этот слу­чай про­из­вел на со­труд­ни­ков му­зея неиз­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние. Охва­чен­ные ду­шев­ным тре­пе­том, они ре­ши­ли воз­вра­тить Свя­той Об­раз в Бо­жий храм. По­сколь­ку По­кров­ская Шпилев­ская цер­ковь бы­ла к то­му вре­ме­ни уже раз­ру­ше­на, ико­ну пе­ре­нес­ли в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор г. Су­мы, где она пре­бы­ва­ет и по­ныне. Пре­рван­ная тра­ди­ция Крест­ных хо­дов с Чу­до­твор­ным Об­ра­зом бы­ла воз­об­нов­ле­на в 1995 го­ду. Ча­со­вой ко­ло­кол ко­ло­коль­ни Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра при­над­ле­жал ра­нее По­кров­ской церк­ви с. Шпилев­ка. По­сле уни­что­же­ния хра­ма он ока­зал­ся на се­ве­ре на­шей об­ла­сти и в на­ча­ле 90-х го­дов чу­дес­ным об­ра­зом по­пал в Сум­ской Ка­фед­раль­ный Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор.

Икона Божией Матери «Одигитрия» (Корсунская, Эфесская, Торопецкая). 1-я пол. XIV в. (ГРМ; ц. блгв. кн. Александра Невского в пос. Княжье озеро, Московская обл.)  Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из Николаевской ц. с. Кувшинова Вологодского у. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из ц. Димитрия Солунского в Ярославле. 1-я треть XVII в. (ЯХМ) Корсунская икона Божией Матери «Умиление». 40-е гг. XVI в. (Музей Русской иконы, Москва) Корсунская икона Божией Матери «Умиление». Иконописец А. И. Квашнин. 1708 г. (частное собрание)
Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • 10.08.14 Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия"
  • Овиновская икона Божией Матери
  • Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
  • Горбаневская икона Божией Матери
  • Борколабовская икона Божией Матери


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Декабрь 2021 (4)
    Ноябрь 2021 (91)
    Октябрь 2021 (107)
    Сентябрь 2021 (133)
    Август 2021 (100)
    Июль 2021 (107)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2018