Главная » Иконы Богородицы » Барская икона Божией Матери
 
Барская икона Божией Матери  

Барская икона - чтимый образ из барского в честь Покрова Божией Матери женского монастыря, расположенного в г. Баре Подольской епархии (совр. Винницкая обл., Украина).

 

О времени появления иконы в монастыре свидетельств не сохранилось. 







 



Бо́на Сфо́рца д’Араго́на (2 февраля 1494, Виджевано, Павия — 19 ноября 1557). Миланская принцесса, королева польская и великая княгиня литовская в 1518—1556 годах, вторая супруга короля Сигизмунда I, дочь миланского герцога Джана Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской.

Селение Бар основано в 14 веке после завоевания Подолья литовцами и вначале Бар был известен под названием  Ров. Польская королева Боной Сфорца (родилась в городе Бари в Италии в 1494 году) в 1533 прибыла в Ровский замок, выкупила все окрестные земли, приказав строить новый замок на противопожном берегу реки, и дала городу новое название. Название его связывают с названием места рождения королевы.


Древнее предание повествует, что с XVII века этот старинный образ находился на Подолье в Барском мужском православном монастыре, построенном в дремучем лесу. Святыня хранилась здесь в деревянном храме до того момента, пока монастырь не был разрушен и разорен поляками.

 

В XVIII веке униатские монахи возродили монастырь в самом городе Бари. О том, что икона находилась здесь, свидетельствует летопись Барского мужского монастыря за 1723. В описании рассказывается, что в главном алтаре стоит в особой нише под серебряно-позолоченою ризой икона Богоматери, Которая держит на руках Младенца Христа. В народе она называлась образом Пресвятой Покровы. Вокруг нее сооружен красный балдахин с изображением двух ангелов, поддерживающих корону. Живопись на иконе старый, византийского письма, цвет ликов охристо-коричневый, одеяния - темно-голубого цвета. Лики Спасителя и Божьей Матери имеют строгое выражение, над ними - серебряные короны и лучезарное сияние, украшенное двенадцатью звездами.

.

 

В 1837 году Барский монастырь был возвращен из унии в лоно Православной Церкви. Монастырь еще назывался Покровской обителью в честь находящегося там чудотворного образа Богоматери, имевшего в то время очень широкое почитание и празднование которому 1 октября было установлено в 1887 году, когда исполнилось полвека со дня возвращения Барского монастыря православным.

 

Из многих чудесных благодатных знамений Барского чудотворного образа, сохранившихся с прошлых столетий в монастырской летописи, отметим исцеление, что было в 1885 году. Внучка священника м. Бару страдала тяжелой нервной болезнью. Родные больного обращались к различным докторов, но их лечение и советы не давали результатов. И только когда отслужили молебен о здравии перед иконой Барской Богоматери - от недуга не осталось и следа.

 

Этот же летопись описывает другой случай благодатного исцеления от святой иконы. Один крестьянин привез в монастырь сына пятнадцати лет, больного нервным расстройством. После молебна отрок успокоился и вполне здоровым уехал домой, что показал его отец, который вернулся в монастырь, чтобы преподнести благодарственные молитвы.

 

После многочисленных исцелений и чудесной помощи по молитве к Богоматери «Барской» многие храмы и монастыри не только Украины, но и России стали писать копии с чтимого образа.

 

В конце XVII - начале XVII в. с Барской иконы был сделан список Подольской иконы Пресвятой Богородицы. О том, какое значение имел этот образ Богоматери в судьбах православия в Подольском крае, красноречиво говорит следующее молитвенное обращение к Пречистой Богоматери:


"Приидите, людие российстии, преславно и православно ублажим Преблагословенную и Пречистую Марию Деву, в Баре граде благодать Свою издревле выну явившую, православные люди Подольския земли от агарян и сарацын свободившую, православную веру в пленении латинстем сохранившую. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице! Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице! Не имамы бо иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Небесная Царице, Дево Пречистая, лествица к небеси, святое вместилище Слова Божия, прибежище верным и избавление, достоянию Твоему помощь и защищение, скорбящим подательнице вечного радования, иноков богомудрых возведение к горнему царствию. Ты бо, яко имущая державу непобедимую, злую дерзость латинскую отмстила еси, верою имя Твое всехвальное призвавших отцев наших спасла еси и покрыла их святым омофором. Не отврати и ныне рабы Твоя тщи. Тя бо едину надежду имамы; избави люди Твоя присно и град и обитель, юже избрала еси Себе местом проявления благодати Твоея, и Подольскую землю, и вся православныя христианы от искушений, от пагубных, душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя, и от всякого лютого обстояния, и наветов врагов церкви Твоея православныя, и до ныне тайно и неустанно сеющих скверныя плевелы на доброй, от века православной ниве Подольской; аще бо не Ты предстояла молящи, кто бы избавил веру отцев наших от толиких бед, кто бы и нас сохранил до ныне свободных? Мы же преблагому Твоему заступлению о нас радующеся, благодарственно да восписуем Ти и да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная".

 

В 10-х гг. XX в. Барская икона находилась в алтаре монастырского храма, в запрестольной нише, была украшена серебряной позолоченной ризой, отданной насельницами монастыря (монахинями Серафимой, Амвросией и Гавриилой) представителям советской власти города ради спасения святыни. Чудотворный образ был спрятан в подполе одного из домов Бара, где поселились монахини. Гавриила, последняя из монахинь, перед своей кончиной испросила благословение на передачу Барской иконы свящ. Владимиру Минаеву, служившему в городском храме. Свящ. Владимир, переведенный настоятелем ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Дачное Одесской обл., поместил Барскую икону в киот и установил в отдельной комнате своего дома, перед ней ежедневно совершался акафист. Были засвидетельствованы многочисленные случаи чудесной помощи прихожанам и паломникам, явленные Богородицей. Сейчас чудотворная икона возвратилась в родной город Бар и снова пребывает в Свято-Успенском храме. В Покровском храме села Дачное остался ее точный список.

 

Иконография этого образа восходит, согласно предположению Н. П. Кондакова, к римской иконе из ц. Санта-Мария Маджоре и является ее поздним повторением, подобным итальянской копии XVI в. в Витербо. Богоматерь Одигитрия с Младенцем на левой руке изображена поколенно, руки скрещены на груди. Господь правой ручкой благословляет, в левой держит Евангелие. На главах серебряные венцы, нимбы выполнены в виде лучеобразного сияния, нимб у Богородицы украшен 12 звездами. Размер иконы 124´ 84 см.


В 2002 году икона обновилась – на потускневшем от времени изображении просветлели лики Богоматери и Богомладенца, а также руки и венцы.


Возвращение святыни Подолья в обитель произошло в 2011 году. Тогда многочисленных Крестным ходом чудотворный образ был перенесен в скит Барской иконы Браиловского монастыря. В 2012 году скит стал самостоятельным монастырем.


Чудеса от Барского образа продолжаются и поныне. Один из последних был отмечен в 2014 году в г. Хмельник на Винничине. У одной женщины было обнаружено онкозаболевание и ее направили на строчную операцию. При этом недуг сопровождался сильной болью. Женщина отправилась в монастырь, где помолилась у иконы. При оформлении на операцию было сделано дополнительное обследование, в результате которого онкообразование не было выявлено. Также прошла и боль. Исцеленная женщина вновь поехала в Бар и поблагодарила Божию Матерь за чудесную помощь.

 

Икона Божией Матери Киево-Барская


Икона Божией Матери Барская, находящаяся в Крестовоздвиженской церкви (у правого клироса), явила одно из самых удивительных чудес нашего времени.


В 1970 г. киевский священник Тимофей Шайдуров купил дом у двух верующих пожилых женщин. На чердаке его хранились старые церковные вещи, многие из которых со временем стали непригодны. Бывшие владелицы дома разрешили все непригодное выбросить, за исключением куска мешковины, на котором, как они считали, была икона, стершаяся от времени.

Отец Тимофей следов иконы на ветхом куске мешковины не обнаружил, но чтобы не допустить ошибки, завез его схимнице 

Анании, жившей в районе Караваевых дач. Матушка поручила послушнице Таисии опустить холст в реку, так как по традиции ветхие иконы не сжигают, а пускают в реку по течению. У реки на послушницу обратил внимание милиционер, и, во избежание искушений, она вернулась с тканью в келию. Что-то не давало ей расстаться с холстом, и она продолжала его хранить. Спустя полтора года по просьбе матушки Анании Таисия натянула холст на подрамник.


В 1972 г. Таисия приняла монашество с именем Гавриила. В том же году в праздник Успения на полотне четко проявились два креста: вверху полотна и немного ниже — сбоку. Вскоре обнаружилось, что кресты эти были изображены на коронах Богоматери и Младенца-Христа. В течение года на полотне полностью проявились все детали иконы.


Сначала изображение было черно-белым, а позже, в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, обрело цвет. Последней проявилась рубашечка Младенца. Когда икона была в стадии обновления, пригласили реставратора-иконописца, но он, взглянув на это чудо, отказался вмешиваться.


Несмотря на то, что время было сложное, весть о чудесно обновившейся иконе быстро распространилась. Священники, монашествующие и простые верующие люди начали посещать дом матушки Гавриилы, ставший своеобразным храмом. Священники назвали тогда икону «Избавительницей», позже было установлено, что по характеру изображения она ближе к «Барской».


Когда жизнь матушки Гавриилы склонилась к закату, она была пострижена в схиму и, дабы святой образ стал достоянием всех верующих православных людей, по совету близких, передала его в Киево-Печерскую Лавру. Это произошло в 1992 г., в самом начале потрясшего Украинскую Православную Церковь раскола.

 

Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • Абалакская икона «Знамение» Божией Матери
  • Икона Пресвятой Богородицы "Пожайская"
  • Пребывание иконы Божией Матери "Страстная"
  • Галичская икона Божией Матери (Чухломская, Городецкая)
  • Молченская икона Божией Матери


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Октябрь 2021 (71)
    Сентябрь 2021 (134)
    Август 2021 (101)
    Июль 2021 (109)
    Июнь 2021 (46)
    Май 2021 (54)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2018