Главная » Иконы Богородицы » Августовская икона Божией Матери
 
Августовская икона Божией Матери  

Икона окончена 12 ноября 1915 г., находится в Кременско-Вознесенском монастыре (Волгоградская обл.)Празднование 1/ 14 сентября


Авгу́стовская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви икона Богородицы, написанная в память её явления в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября ― 26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне Подляское воеводство, Польша).


1/14 сентября 1914 г., Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полк двигался к русско-германской границе на Северо-Западном фронте. Особенно тяжелые боевые действия развернулись на болотистой территории Восточной Польши между уездными городками Августов и Мариамполь, находящимися в 90 километрах друг от друга, вблизи границы с Германией. Гвардейская и казачья кавалерия Русской армии в этих боях несла многочисленные потери и была вконец измотана.

 

Незадолго до победы в Августовском сражении в Холмской Руси под городом Августов (ныне это территория Восточной Польши, Белостокское воеводство), за час до полуночи Божия Матерь явилась русским воинам кирасирского полка, и видение длилось 30-40 минут.

 

Воины бросились на колени и стали истово молится о спасении в предстоящем бою и во славу Богоматери. Видение продолжалось полчаса, а потом исчезло, превратившись снова в яркую звезду. На следующий день началось наступление русских армий и состоялось победоносное сражение при городе Августове, где русские войска одержали победу, а все воины, видевшие явление Богоматери, остались живы и даже не получили ни малейшего ранения. Полковник А.А. Егоров, командовавший тогда в чине поручика командой конных разведчиков 30-го Сибирского стрелкового полка, так описывает этот бой: «…Наш полк, не допустивший занятия Августова [немцами], почти лишенного защиты и наполненного лишь обозами и тыловыми учреждениями, предотвратил величайший удар врага, который мог изменить весь ход операции на этом участке фронта…».


Вот как рассказывала о явлении Богородицы со слов тех самых казаков, что были на фронте, Артемова Анна Иосифовна, 1877 года рождения: «Наши казаки попали в окружение. Были в темном лесу, ничего не видно. Они стали сильно молиться. И вдруг перед ними осветилось облако, и вышла Божия Матерь. Она рукой показала им путь, как выйти из леса, и скрылась опять в темноте. Казаки после видения такого забыли, в какую сторону Божия Матерь показала выход. Тогда они оседлали коней, отпустили поводья, и сами кони повернули и пошли потихоньку. И вышли из леса, из окружения. И пришли домой живыми казаки».

 

«Топорков Иван Тимофеевич выслужился от рядового казака до офицера лейб-гвардии. Состоял на службе по охране ставки царя. Был добровольцем в Балканской войне. Стояли лагерями казаки в Греции. Принимал участие и в 1-й мировой. В одном из сражений немцы прижали конницу к болоту и артиллерией уложили почти всех. Тяжело был ранен и Топорков Иван Тимофеевич. Пришел в сознание в позднее время суток и увидел как немцы, двигаясь цепью прикалывают раненых казаков. Спустя какое-то время он увидел явление Богородицы и якобы Она сказала: «ты будешь жить». Бабушкин брат, по ее рассказам, был отважным рубакой, имел Георгия 3-х степеней, награжденным лично Николаем II».

 

В «Донских епархиальных ведомостях» за 1914 год были помещены рассказы приехавшего с театра военных действий пастыря отца В.». Они перепечатывались позднее и другими журналами. Священник, в частности, вспоминал: «Еще недавно несколько рот солдат удостоверяли, что они ясно видели Божию Матерь и Николая Чудотворца, молящихся на воздухе.
Сестра милосердия одного из передовых отрядов рассказала мне следующий знаменательный случай: «Однажды под утро в наш лазарет приходит бледный и дрожащий солдатик.
— Что с тобой? Ты ранен?
— Нет.
— Болен?
— Нет.
— Что же произошло с тобой? Зачем ты сюда пришел? Странное и небывалое явление. Пришел в лазарет солдат не раненый, а совершенно здоровый.
— У вас не найдется ли местечка, чтобы мне отдохнуть?
— Да что случилось с тобой?
— А я был на передовых позициях. Наша рота попала под перекрестный огонь. Ну, а немец-то снарядов не жалеет. Пострелял я этак часика два-три, а товарищи один за другим так и отдают Богу душу. Потом смотрю кругом — и никого уж и нет. Из целой роты остался лишь я один. И такой ужас напал на меня. Думаю: вот придут немцы, захватят меня и будут издеваться надо мной — одна погибель… Как бы, думаю, спастись от них? Вижу, а сбоку-то от меня целая гора тел товарищей моих. Взял я да, не долго думая, и залез в эту гору, схоронился между мертвых товарищей своих…Пролежал я так до глубокой ночи, пока совсем темно не стало. Потом вылез и решил идти к своим. Только я хотел идти, как вижу свет. Смотрю, а по полю идет Сама Божия Матерь. Подходит Она к моим мертвым товарищам и каждому на голову надевает венец. Было совершенно темно, венцы-то эти светились…Я совершенно остолбенел и не мог двинуться с места. Потом Божия Матерь подошла ко мне и, указывая на север, сказала:
— Иди туда к своим. Не бойся. Смело иди по этому пути. Никто тебя не заденет…
Я пошел по указанному пути. Сражение ночью не смолкало. Кругом летали пули, но ни одна меня не задела. Никто меня не тронул, и вот я пришел сюда. Я не могу сейчас ничего сделать. Дайте мне отдохнуть…
 Ну, конечно, накормили его и дали ему отдых».


 25 сентября 1914 г. газета «Биржевые Ведомости» сообщала: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально. «После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…» После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой»

…Наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии в августе 1914 г., начавшееся по просьбе союзной Франции, после месяца боев, тяжелых и кровавых, окончилось гибелью 2-й армии генерала Самсонова и отступлением 1-й армии генерала Ренненкампфа. Как писал впоследствии генерал Ю.Н. Данилов, русские армии «были отброшены обратно в наши пределы, понеся очень крупные потери в людях и материальной части и получив, вместе с тем, серьезный моральный урон». Последнее весьма существенно, ибо первые неудачи в любой войне всегда негативно воздействуют на психику военачальников и войсковых частей, вселяя в некоторых убежденность в превосходстве противника и чувство неуверенности в собственных силах.

.

В начале сентября 1914 г. наши войска продолжали с боями отступать на Северо-Западном фронте. 12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение (по названию города в Сувалкской губернии России). Завязались ожесточенные бои. 14 сентября русские войска перешли в контрнаступление. Вероятно, в это время и произошло событие, которое вскоре стало известно во всей действующей армии и в тылу, – чудесное явление в небе Божией Матери русским воинам

 

О великом духовном событии, которого удостоился Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полк, двигавшийся к русско-германской границе, было доложено императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери и поясняющим текстом. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласит: «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах»..

 

С сентября 1914 г. по ноябрь 1916 г. Святейший синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. В результате 31 марта 1916 г. после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с Северо-Западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…»

 

Иконы с Августовским явлением Богородицы в короткий срок получили широчайшее распространение в Русской Православной Церкви. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было впоследствии уничтожено богоборцами), а также листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 г.

 

Иконы с Августовским явлением Богородицы в короткий срок получили широчайшее распространение в Русской Православной Церкви. О массовости почитания данного Образа Божией Матери в то время свидетельствуют многочисленные сохранившиеся образы в православных храмах России, Белоруссии, Украины и Польши (и это с учетом того, что значительное число таких икон было впоследствии уничтожено богоборцами), а также листовки и цветные литографии с изображением явления Богородицы войскам, которые миллионными тиражами распространялись в народе до 1917 г. 

 

В газете «Победа, победившая мiр» в 2003 г. была перепечатана статья из журнала «Вестник военного и морского духовенства» за ноябрь 1914 г. с описанием очень схожего чуда, произошедшего 1 сентября 1914 г. под городом Мариамполь той же Сувалкской губернии. Сообщение это надежно документировано – прислано полковым священником лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка о. И. Стратоновичем. Свидетелями чудесного явления стали поручик Зернец и солдаты из обоза гвардейской кирасирской бригады. Поскольку расстояние между городами Августов и Мариамполь составляет всего около 90 км, а сроки явления и подробности его описания во многом совпадают – Матерь Божия с Богомладенцем явилась из яркой звезды и около получаса указывала рукой на запад, – можно предположить, что либо это было одно явление, информация о котором могла быть несколько искажена при передаче, либо же явление Богородицы было в двух местах в течение одного месяца.

 

В России та война (Первая мировая) была названа Великой Отечественной или Второй Отечественной. Россия восстала на защиту Сербского Православия, мысля своих духовных и единокровных славянских собратий как единое Отечество. Война, по свидетельствам очевидцев, всколыхнула весь уклад русской жизни, и вновь проснулась в душах многих русских людей угасшая было вера, пробудилось религиозное чувство. Перемена духовной атмосферы в России в то время емко определяется формулой: «Грянул гром – и широким крестом перекрестилась Русь». Храмы наполнялись народом, люди обратились к чудотворным иконам, стали возносить свои молитвы ко Господу, Богородице, святым угодникам Божьим. С началом войны стали осенять себя крестным знамением и те, кто, может быть, еще за неделю до того посмеивался над Крестными Ходами, Богослужениями, Святыми Таинствами Церкви. Народ сознавал, что война – Божий суд и в бой надо идти с чистой совестью, и шел на фронт, как «на исповедь», по свидетельству одного епископа, которому приходилось тогда многих напутствовать на поле брани.

 

Спустя четверть века после Августовского сражения не переставал удивляться происшедшим военным событиям и другой участник боев в Августовских лесах – полковник А.А. Егоров, командовавший тогда в чине поручика командой конных разведчиков 30-го Сибирского стрелкового полка: «…17 сентября 1914 г. по старому стилю, в день Веры, Надежды и Любви, мне… пришлось стать причиной жестокого, возможно за всю войну единственного, расстрела немецкой колонны нашей артиллерией, перешедшего затем в трехдневный бой полка с превосходящими силами противника… Я часто думаю о том, что отнесись наша кавалерийская разведка халатнее к своему делу, а немецкая прояви большую заботливость и инициативу, и на месте разбитых оказались бы не немцы, а мы. Наш полк, не допустивший занятия Августова, почти лишенного защиты и наполненного лишь обозами и тыловыми учреждениями, предотвратил величайший удар врага, который мог изменить весь ход операции на этом участке фронта». 

 

Как стало недавно известно из книги А.И. Фарберова «Заступничество Богородицы» об Августовской иконе Богородицы, явление было не только гвардейским кирасирам, но и донским казакам (арчединским и клецким), о чём в тех местах сохранилось благочестивое предание.

 

На одной из сохранившихся поныне икон (видимо, написанной одной из первых) в нижней части есть текст: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов… (далее идет перечисление 52 имен)» Приведена дата написания иконы – 1915 г. 12-го ноября; икона размером 107 на 70 см, выполнена маслом. В годы государственного богоборчества икона кем-то из верующих была спрятана, а в начале 1980-х возвращена РПЦ и предстала перед молящимися в храме г. Фролово, райцентра Волгоградской области. Ныне икона находится в Кременско-Вознесенском мужском монастыре Волгоградской епархии и считается его главной святыней.

 

Несмотря на все преследования, почитание икон, на которых было изображено явление Богородицы русским воинам над Августовским лесом, сохранилось в народе. Одна из них – «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» – находится в нижнем Преображенском приделе Храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона – «Явление Божией Матери русскому воинству» хранится в Государственном историческом музее России. С 13 мая по сентябрь 2004 г. она экспонировалась в Берлине в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914–1918. Опыт воспоминания – память».

 

 

  Келья старца Николая Гурьянова,Талабские острова Псковское озеро Храм Августовской иконы Пресвятой Богородицы поселка Бугры Всеволожского района Ленинградской области Явление Богоматери русским воинам в Августовских лесах. Березниковский историко-художественный музей им. Ивана Коновалова.

 

Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • Иверская икона Божией Матери
  • Икона Пресвятой Богородицы "Пожайская"
  • Горбаневская икона Божией Матери
  • Галичская икона Божией Матери (Чухломская, Городецкая)
  • Почаевская икона Божией Матери


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Декабрь 2021 (4)
    Ноябрь 2021 (91)
    Октябрь 2021 (107)
    Сентябрь 2021 (133)
    Август 2021 (100)
    Июль 2021 (107)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2018