Главная » Иконы Богородицы » Икона Божией Матери Колочская
 
Икона Божией Матери Колочская  
Празднование 9 / 22 Июля
Как сви­де­тель­ству­ют ста­рин­ные ле­то­пи­си и древ­не­рус­ская «По­весть о Лу­ке Ко­лоч­ском», чу­до­твор­ная Ко­лоч­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яви­лась в 1413 го­ду в вот­чине кня­зя Ан­дрея Ди­мит­ри­е­ви­ча, вну­ка Ива­но­ва, пра­вну­ка Ива­но­ва и пра­пра­вну­ка Да­ни­и­ла Мос­ков­ско­го, в 15-ти вер­стах от го­ро­да Мо­жай­ска, в ме­стеч­ке Ко­ло­ча Смо­лен­ской гу­бер­нии.
Кре­стья­нин это­го се­ле­ния по име­ни Лу­ка об­рел и с бла­го­го­ве­ни­ем пе­ре­нес свя­той об­раз в свой дом, в ко­то­ром в то вре­мя на­хо­дил­ся некий рас­слаб­лен­ный боль­ной. Услы­шав о чу­дес­ном яв­ле­нии ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, бо­ля­щий с ве­рою при­ло­жил­ся к иконе и по­лу­чил пол­ное ис­це­ле­ние.
Об этом чу­дес­ном ис­це­ле­нии ста­ло из­вест­но в окрест­но­стях, мно­гие страж­ду­щие и боль­ные на­ча­ли при­те­кать к чу­до­твор­ной иконе на по­кло­не­ние и по­лу­ча­ли от Бо­го­ро­ди­цы бла­го­дат­ную по­мощь.
Свя­той об­раз был пе­ре­не­сен в Мо­жайск, где его с ве­ли­ким тор­же­ством встре­чал князь Ан­дрей Ди­мит­ри­е­вич с ве­ли­ким мно­же­ством на­ро­ду: «Лу­ка же по­и­де со ико­ною ис Ко­ло­чи ко гра­ду Мо­жай­ску; и яко­же при­бли­жи­ся ко гра­ду, и изы­де во сре­те­нье князь Ан­дрей Дмит­ри­е­вич з бо­яры сво­и­ми и весь град от ве­ли­ких и до ма­лых ...; и бы­ша зна­ме­ния и чу­де­са мно­го от ико­ны Бо­жия Ма­те­ри» («По­весть о Лу­ке Ко­лоч­ском»).
Из Мо­жай­ска об­раз был пе­ре­не­сен в Моск­ву. В сто­ли­це свя­тую ико­ну встре­тил мит­ро­по­лит Фо­тий со свя­щен­ным Со­бо­ром и мно­же­ством пра­во­слав­ных хри­сти­ан. В то вре­мя, как чу­до­твор­ный об­раз про­но­си­ли по Москве, мно­гие боль­ные ис­це­ля­лись от неду­гов. Позд­нее Ко­лоч­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла воз­вра­ще­на в Мо­жайск.
На ме­сте яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за Лу­кой, ко­то­рый со­брал бла­го­да­ря иконе боль­шие сред­ства, бы­ла по­стро­е­на цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где и бы­ла по­ме­ще­на свя­тая ико­на. Но и сам Лу­ка не смог пре­одо­леть ис­ку­ше­ния боль­ши­ми день­га­ми – для се­бя он по­стро­ил про­стор­ные ка­мен­ные хо­ро­мы и за­жил там, как князь, по­рою да­же из­би­вая и гра­бя лов­чих кня­зя Ан­дрея Ди­мит­ри­е­ви­ча, охо­тив­ших­ся с яст­ре­ба­ми и со­ко­ла­ми в ле­сах близ Ко­ло­чи. Од­на­ко один слу­чай за­ста­вил Лу­ку рас­ка­ять­ся в сво­ей непра­вед­ной жиз­ни. Од­на­жды лов­чий кня­зя пой­мал огром­но­го зло­го мед­ве­дя и ве­лел ве­сти его ми­мо дво­ра Лу­ки. Тот при­ка­зал вы­пу­стить зве­ря. Мед­ведь бро­сил­ся на Лу­ку и по­ка­ле­чил его. Чуть жи­вой, вмиг рас­ка­яв­ший­ся Лу­ка умо­лял при­е­хав­ше­го кня­зя Ан­дрея Ди­мит­ри­е­ви­ча с поль­зой рас­по­ря­дить­ся сво­им до­сто­я­ни­ем. И впо­след­ствии на по­жерт­во­ва­ния Лу­ки и дру­гих пра­во­слав­ных ве­ру­ю­щих князь устро­ил на ме­сте яв­ле­ния чу­до­твор­ной ико­ны муж­ской мо­на­стырь, по­лу­чив­ший на­име­но­ва­ние Ко­лоч­ско­го или Мо­жай­ско­го. В этом мо­на­сты­ре Лу­ка при­нял мо­на­ше­ский по­стриг и про­вел по­след­ние дни сво­ей жиз­ни в сле­зах и по­ка­я­нии.
Пер­во­об­раз Ко­лоч­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри был уте­рян в 70-е го­ды про­шло­го ве­ка.
В Мо­жай­ске спис­ки с этой ред­кой Бо­го­ро­дич­ной ико­ны мож­но бы­ло уви­деть лишь в церк­ви свя­тых пра­вед­ных Иоаки­ма и Ан­ны и в церк­ви Илии Про­ро­ка. По­след­ний был пе­ре­дан в воз­рож­ден­ный Ко­лоц­кий мо­на­стырь (ныне он жен­ский). В 1993 г. мо­на­стырь был от­крыт как по­дво­рье Спа­со-Бо­ро­дин­ско­го мо­на­сты­ря, а в ок­тяб­ре 1997 г. – как са­мо­сто­я­тель­ный. Ле­том 1998 го­да спи­сок чу­до­твор­ной Ко­лоч­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы за­ми­ро­то­чил.
Со­глас­но «Сте­пен­ной кни­ге Цар­ско­го ро­до­сло­вия», празд­но­ва­ние Ко­лоч­ской иконе в мо­на­сты­ре из­древ­ле про­хо­ди­ло 9 июля (по ст. ст.). Со­глас­но уст­но­му пре­да­нию, на ме­сте чу­дес­но­го яв­ле­ния ико­ны за­бил це­леб­ный ис­точ­ник, к ко­то­ро­му в день празд­ни­ка со­вер­ша­ет­ся крест­ный ход. Сей­час на этом ме­сте сто­ит де­ре­вян­ная ча­сов­ня.
В Мос­ков­ском Успен­ском со­бо­ре, в при­де­ле свя­тых Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла на­хо­дит­ся один из позд­них спис­ков чу­до­твор­но­го об­ра­за, на вы­зо­ло­чен­ной ри­зе ко­то­ро­го есть над­пись: «Ле­та 7197 (1689), июния, в 28 день, по­стро­ен об­раз сей по обе­ща­нию ве­ли­ких го­су­да­рей ма­стер­ския па­ла­ты чи­нов­ни­ков, за из­бав­ле­ние бед ми­ло­стию Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы и свя­тых мо­лит­ва­ми».
На чу­до­твор­ной иконе по обе сто­ро­ны от Бо­жи­ей Ма­те­ри изо­бра­же­ны свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец и Илия про­рок.
До 1934 года Успенский собор служил приходским храмом для двенадцати окрестных деревень. Благодаря чудотворной иконе монастырь оставался духовным центром округи. В 1932 году все монастырские постройки были переданы интернату для глухонемых детей, а в 1934 году и Успенский храм перешел в руки этой организации. Община верующих была переведена в Рождественскую церковь в селе Суконники, туда же был перенесен и чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Когда в 1937 году власти закрыли и этот храм, то Колочская икона была перенесена в Гжатск, где хранилась на частной квартире, а потом в Вознесенском соборе города. Дальнейшая судьба чудотворной Колочской иконы не известна.
27 июня 1998 года из Москвы в монастырь был принесен список чудотворной Колочской иконы Божией Матери. Само появление этого списка в Успенской обители было чудесным. Владелец иконы Владимир Петрович Михайлов, старший научный сотрудник НИИ киноискусства в Москве, завещал дочери Елене после его смерти отдать икону в Успенский Колоцкий монастырь. Елена Владимировна, исполняя просьбу отца, решилась отвезти икону почти сразу после его кончины. Местонахождение Колоцкого монастыря ей и ее спутникам не было известно. Они планировали заехать в Спасо-Бородинский монастырь, чтобы узнать адрес Колоцкой обители. Однако первым монастырем, который повстречался им на Можайской земле, оказался именно Колоцкий. Рафик с иконой въехал в обитель под звон колоколов – звонили к всенощному бдению, которое в тот день началось несколько позже обычного.
  Икона была торжественно встречена насельницами обители, служащим священником, прихожанами и была принесена в домовую церковь во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Было совершено торжественное богослужение в честь иконы Божией Матери наряду с воскресным всенощным бдением. На следующий день, в воскресенье 28 июня, по окончании Божественной литургии, вместе с прибывшими насельницами Спасо-Бородинского монастыря, служащими священниками и прихожанами был совершен крестный ход с чудесно явившимся образом Пресвятой Богородицы на целебный источник Колочской иконы Божией Матери, где был совершен молебен с водоосвящением.
Поначалу привезенный образ был принят за подлинник. Трудно было поверить, что это не сама чудотворная икона, так как после ее появления в монастыре насельницы сразу же ощутили помощь Царицы Небесной. За оставшиеся два летних месяца удалось отремонтировать трапезную, провести водопровод к сестринскому корпусу, установить телефон. Вскоре по молитвам у иконы стали совершаться исцеления.
 История этого чудотворного списка Колочской иконы, который датируется концом XIX века, такова. Прадед Владимира Петровича Михайлова, Дмитрий Андрианович Андрианов, был церковным старостой в селе Колоцкое. Осталось неизвестным, кто написал икону и каким образом она попала к Дмитрию Андриановичу.
Затем икона хранилась у потомков Д. А. Андрианова: сначала у его сына Василия, а потом у внучки Александры. Она завещала икону своему племяннику Владимиру, после смерти которого икона была передана в Успенский Колоцкий монастырь.
      Сегодня в монастыре хранятся четыре Колочские иконы Божией Матери. О первой было рассказано выше. Вторая долгое время хранилась в храме во имя святого Илии Пророка в Можайске, а третья икона была подарена обители одной из прихожанок.
      Еще один небольшой образ Пресвятой Богородицы был принесен в дар насельницам обители перед празднованием в честь Колочской иконы Божией Матери. Однако чудотворения и исцеления наблюдаются только от одной иконы – привезенной из Москвы.




Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • Феодотьевской иконы Божий Матери
  • Главные слова праздника Введения
  • Икона Божией Матери Моденская-Косинская
  • Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, великая княгиня Московская
  • Икона Божией Матери Вратарница Угличская (Неугасимая Свеча)


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Июль 2021 (107)
    Июнь 2021 (46)
    Май 2021 (54)
    Апрель 2021 (65)
    Март 2021 (22)
    Январь 2021 (4)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2018