Главная » Иконы Богородицы » Вязниковская (Казанская) икона Божией Матери
 
Вязниковская (Казанская) икона Божией Матери  
Празднование 8/21 июля
Этот образ получил название по месту явления ок. 1623 г. в Вязниковской слободе Ярополчской волости Владимирского уезда (с 1778 г. Вязники). В списке XVII в. указывается, что икона была написана старцем Иоакимом, которого авторы агиографических исследований отождествляют с преподобным Иоакимом Шартомским.
«Сказание о чудесах» из вязниковского музея сообщает, что освидетельствование Вязниковской иконы состоялось в Казанской церкви слободы (название храма в сказании не указано, наиболее раннее упоминание о деревянной Казанской церкви относится к 1630) по указу царя Михаила Феодоровича и по благословению патриарха Филарета в октябре 1623 г. архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Порфирием, а также освященным Собором в лице игум. Владимирского Золотоворотского Спасо-Преображенского монастыря Варсонофия, протопопа Успенского собора со священниками и диаконами. По указанию архим. Порфирия и освященного Собора были переписаны чудеса от иконы и имена исцелившихся. Так, 13 окт. 1623 г. были зафиксированы 2 чуда: во время литургии получил исцеление дьячок Родион, страдавший душевными и телесными недугами, а во время молебна прозрела слепая на один глаз крестьянка Ксения Семёнова. Всего до июня 1703 г. было зафиксировано почти 270 исцелений (отражены в вязниковской ред. сказания).
Казанская икона Богородицы (копия чтимого Вязниковского списка). Надпись внизу: «Истенное изображение и мера с чюдотворнаго образа Пресвятыя Богородицы Казанския яже обретается в соборней церкви во граде вязниках. Прославившияся чюдесими от сотворения мира [7132 г. = 1624 г. от Р. Х.]. При царе Михайле Федоровиче и при святейшем патриархе Филарете».Уже с 1-й пол. XVII в. Вязниковская икона приобрела общерусскую известность. В 1640 г. паломническую поездку к ней совершил царь Михаил Феодорович. Каменная соборная церковь, где впоследствии пребывала Вязниковская икона, была построена в 1670-1674 гг. на средства дворцовой казны царя Алексея Михайловича, церковной казны и мирского подаяния. После пожара в храме 1 июля 1703 г. чудотворная икона находилась в течение 5 лет в располагавшейся рядом теплой Никольской церкви, у царских врат. В 1708 г. образ при большом стечении народа перенесли в приготовленный к освящению Казанский храм, откуда он на зимний период возвращался в Никольскую церковь (ежегодный крестный ход, приуроченный к этому событию, был установлен по распоряжению архиерея в 1875).
Вокруг г. Вязники крестный ход с Вязниковской иконой был учрежден в 1892 г. в память избавления от эпидемии холеры в 1891 г.; проводился в последнее воскресенье перед храмовым праздником - 8 июля ст. стиля. В 10-ю субботу по Пасхе из вязниковского Казанского собора по окончании поздней литургии ежегодно совершался крестный ход в погост Никологорский, через деревни Лукново и Синяткино, установленный, по преданию, по случаю избавления жителей погоста и окружавших его 30 деревень от моровой язвы в 1771 г.
Вязниковская икона оставалась в Казанском соборе до 1929 г., когда Владимирский губисполком вынес решение о закрытии храма в Вязниках и об использовании его «для культурных целей». 1 марта 1929 г. началось разрушение церковных зданий, внутреннее убранство из металла пошло на лом, иконы продавались на дрова, некоторые предметы попали в краеведческий музей. Вязниковская икона была сохранена одной из прихожанок храма. В годы Великой Отечественной войны икона была помещена в открывшемся в Вязниках Крестовоздвиженском храме, где находится и в настоящее время.

Наиболее раннее описание Вязниковской иконы относится к 1702 г. Икона находилась в створчатом киоте, была украшена басменным окладом с изображением 4 евангелистов по углам, резными венцом, короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом. К образу на серебряных цепочках были подвешены 2 резные позолоченные Казанские иконы, приложен золотой крест с алмазом (вклад царя Феодора Алексеевича, сделанный в 1682 во время проезда через Вязники на богомолье во Флорищеву пуст.).
По указу Владимирской духовной консистории от 27 ноября 1873 г. усердием вязниковского 1-й гильдии купца Н. И. Никитина были заново выполнены украшения на Вязниковской иконе: серебряный, чеканной работы позолоченный оклад с венцами, усыпанными драгоценными камнями (в венец Богоматери был вмонтирован золотой крест царя Феодора Алексеевича). Икона была помещена «под зеркальное стекло», вставлена в серебряную позолоченную раму, на широких полях к-рой в 11 клеймах были представлены св. Иоанн Предтеча, 2 архангела, святители, преподобные. Над иконой располагалась жемчужная корона, поддерживаемая 2 ангелами, выше - изображение Триипостасного Божества. Внизу в клейме помещены изображения исцелений, бывших от Вязниковской иконы.
При изъятии церковного имущества «в помощь голодающим Поволжья» в 1922 г. общине верующих и духовенству собора удалось сохранить драгоценный оклад. Вместо него было конфисковано: «серебряных монет на 2 пуда 7 фунтов, серебряного лома 28 фунтов 36 золотников, 30 золотых монет на 30 золотников и разных золотых изделий весом 1 фунт 72 золотника».
Последнее описание Вязниковской иконы 1923 г. связано с заключением между верующими и органами советской власти соглашения о передаче общине Казанского собора в пользование всего церковного имущества. Икона находилась по левую сторону от царских врат; указан ее размер (10×12 вершков). В настоящее время Вязниковская икона (51,5×40,8 см) помещена в раме и киоте справа перед алтарем в Крестовоздвиженской ц. Икона, датируемая 1-й четв. XVII в., закрыта украшенной жемчугом шитой ризой и серебряным чеканным окладом 1875-1876 гг. работы московских серебряников (мастер И. В. Захаров, пробирный мастер Н. Свечин), выполненным для др. иконы.

Вязниковская икона оставалась в Казанском соборе вплоть до 1929 г., когда Владимирский губ. исполком вынес решение о закрытии храма в Вязниках и об использовании его «для культурных целей».
1 марта 1929 г. началось разрушение церковных зданий, внутреннее убранство из металла пошло на лом, иконы продавались на дрова, некоторые предметы попали в краеведческий музей.
Вязниковская икона была сохранена одной из прихожанок храма.
В годы Великой Отечественной войны икона была помещена в открывшемся в ВязникахКрестовоздвиженском храме, где находится и в настоящее время. 

Списки

Кроме главной храмовой святыни в Казанском соборе находилась ее копия 1-й пол. XVIII в. в виде складня с образами святых на створках; изображение было выполнено по зеленому полю (реставрирована, за исключением ликов, в 1904). Образ украшала серебряная, позолоченная чеканная риза, одеяние Богоматери и Младенца - жемчуг и драгоценные камни. Именно эта икона участвовала в крестных ходах по городу и окрестным селениям.
Другой чудотворный список с Вязниковской иконы, находившийся до революции в Казанской церкви г. Калуги, известен по рукописному «Сказанию о принесении чудотворныя иконы Казанския Пресвятыя Богородицы из града Вязники в богоспасаемый град Калугу во храм Преображения Господня, что под горою», хранившемуся в библиотеке храма. Список был создан по заказу супруги московского купца Т. Н. Судовщикова (Смирнова) Евфимии. По дороге на богомолье в Казань, после молебна перед Вязниковской иконой, впавшая в «расслабление» Евфимия исцелилась. Образ в украшенном жемчугом и камнями серебряном окладе был поставлен в Калуге в церкви Преображения Господня. Летопись чудес, изложенных в сказании, начинается с XVII в. В XVIII в. чудеса были изображены на стенах храма и привлекли внимание посетившего Калугу позднее Н. В. Гоголя.
Из других святынь следует отметить икону Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи, в которую был вставлен небольшой серебряный ковчежец с частицей ризы Господней. Этот ковчежец в 1-й пол. XVIII в. «привесил» к чудотворному образу «боярина Николая Григорьевича Строганова житель Семен Дмитриев, сын Истомин».
В XVIII в. над могилами Судовщиковых рядом с храмом была выстроена часовня, при входе в которую имелось изображение всей семьи, несущей чудотворную икону, с пояснительной надписью: «Здесь покоится прах Московского гостя Третьяка-Тимофея Никитича Смирнова и супруги его Евфимии Симеоновны, принесших чудотворную икону Казанския Богоматери из города Везников в город Калугу, и брата его Константина, в монашестве схимника Кирила, и младенца Василия». Послереволюционная судьба чудотворного списка неизвестна.
Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • Кем написана благочинная икона Святителя Николая?
  • Освящение иконостаса Свято-Владимирского храма
  • В Алчевском благочинии пребывает чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери
  • Казанская икона Божией Матери (Ярославская)
  • Казанская икона Пресвятой Богородицы


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Июль 2021 (107)
    Июнь 2021 (46)
    Май 2021 (54)
    Апрель 2021 (65)
    Март 2021 (22)
    Январь 2021 (4)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2018