Главная » Вторник 7-й седмицы по Пасхе
 
Вторник 7-й седмицы по Пасхе  

 Обетование Святого Духа

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Иоанна Иисус предсказывает Своим ученикам предстоящие гонения и говорит о Святом Духе. При этом пришествие Святого Духа ставится в прямую зависимость от страдания, смерти, воскресения Иисуса Христа и Его возвращения к Отцу. В том самооткровении Бога, которое осуществляется в истории, явление Святого Духа должно стать завершающим этапом. Но этот завершающий этап, эта «эра Святого Духа», продолжающаяся в Церкви поныне, не могла наступить без смерти Иисуса на кресте.


Святой Дух «обличит мир о грехе и о правде и о суде». Это наиболее сложное для понимания утверждение о роли и миссии Святого Духа. Святой Дух, по учению Иисуса, выполняет не только педагогические, но и судебные функции. Иисус произносит эти слова в преддверии суда, на котором Он будет осужден на смерть. Причиной осуждения станет то, что иудеи не уверовали в Него. Об этом ранее Иисус говорил с Никодимом: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:19–21).

Пришествие в мир Сына Божия выявило, кто стоит на стороне света и правды, а кто — на стороне тьмы и греха. Святой Дух продолжит вершить тот «суд миру сему», в результате которого князь мира сего «изгнан будет вон» (Ин. 12:31). Через смерть Иисуса он будет осужден, а инспирированное им решение человеческого суда будет аннулировано Богом: торжество тьмы окажется временным, торжество света и добра — вечным.

Антагонизм между «миром сим» и Царством Божиим, которое возвещал Иисус, в полной мере сохранится во взаимоотношениях между миром и Святым Духом. Подобно тому, как мир не познал Иисуса, когда Он был в мире (Ин. 1:10), потому что не уверовал в Него, мир «не может принять» Святого Духа, «потому что не видит Его и не знает Его».

Вера в Иисуса Христа как Бога и Спасителя предполагает ценностную переориентацию человека, радикальное изменение его сознания, обращение от земного, временного и материального к нематериальному и вечному. Это изменение сознания невозможно без действия благодати Святого Духа, вместилищем Которого на земле является Церковь.

Митрополит Иларион (Алфеев)

 

 

*  *  *


Господь пространно предупреждает учеников о тех гонениях со стороны враждебного Христу мира, которые их ожидают (Ин. 15, 18–27 и 16, 1–3). Они не должны смущаться этой ненавистью мира, зная, что их Божественный Учитель первый подвергся этой ненависти. Ненависть эта понятна, потому что Господь выделил учеников из мира, который любит только то, что принадлежит ему, что соответствует его духу всякого греха, злобы и лукавства. В гонениях со стороны мира ученики должны утешать себя мыслью, что они не больше своего Господа и Учителя. Однако грех мира неизвинителен, поскольку Сам Сын Божий приходил в него с проповедью покаяния, а мир, видя Его преславные дела, не покаялся, а еще возненавидел Его: возненавидеть же Сына — значит возненавидеть Отца. Ободряя учеников в ожидающих их скорбях, Господь вновь напоминает о предстоящем ниспослании им Утешителя, Духа Истины, Который от Отца исходит, Который через Апостолов будет свидетельствовать миру о Христе. Утешителя пошлет Господь Иисус Христос, по праву Своих искупительных заслуг, но пошлет не от Себя, а от Отца, ибо вечное происхождение Духа Святого не от Сына, а от Отца: Иже от Отца исходит (ст. 26). Этим стихом совершенно опровергается ложное учение римо-католиков об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына. Далее Господь предрекает о том, что Апостолы будут свидетельствовать о Нем в мире, как видевшие славу Его и первыми восприявшими Его благодать и истину.

Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить — здесь Господь говорит ученикам, что до своего озарения благодатью Духа Святого они неспособны как следует понять и усвоить себе все, что Он должен сказать им, но Дух Святой, когда придет, «наставит их на всякую истину», т.е. будет руководить ими в труднопостигаемой для них сейчас области христианской истины. Все эти откровения Духа Святого будут почерпнуты из того же источника Божественной мудрости, как и учение Иисуса Христа: Он будет говорить, как и Христос, то, что «слышал от Отца» (Ин. 3, 32; 5, 30; 12, 49–50), как от Первоисточника Божественной истины.

Этими действиями Духа Святого прославится Христос, потому что Дух будет учить тому же, чему учил Христос, и таким образом как бы оправдает все дело Христово в мире. «От Моего примет», потому что Сын и Отец — одно, и все то, что будет говорить Дух, принадлежит равно как Отцу, так и Сыну. Вскоре вы не увидите Меня — Господь вновь обращается к мысли о Своем отшествии от учеников, но тут же и утешает их надеждой на новое свидание с Ним, очевидно, как при явлениях Господа по воскресении, так и в духовном таинственном общении с Ним. Эти слова Господа показались некоторым из учеников загадочными, в чем опять проявилось несовершенство их духовного разумения. Весь дальнейший ход беседы и посвящен разъяснению этих слов Господа. В основе недоумения учеников опять лежит все тот же их предрассудок о земном царстве Мессии. Если Господь хочет основать на земле Свое царство, то зачем Он отходит? А если Он не хочет основать такого царства, то зачем обещает прийти опять?

Господь отвечает им: вскоре вы не увидите Меня. Это значит, что вы «восплачете и возрыдаете», т.к. мир исполнит свои убийственные замыслы — прикровенное указание на скоро предстоящие Ему страдания и смерть. Опять вскоре увидите Меня — это значит, что печаль ваша в радость будет, наподобие того, как скорбь рождающей жены переходит в радость. Здесь разумеется радость учеников, которую они испытали, увидев Господа воскресшим, — радость, которая не покидала их потом всю их жизнь: И радости вашей никто не отнимет у вас. В тот день... — в день сошествия Св. Духа, когда апостолы вступят в постоянное духовное общение со Христом, им станут ясными все Божественные тайны, и всякая молитва их будет исполняться, в довершение полноты их радости.

Я иду к Отцу — это значит Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Итак, для Христа идти к Отцу означает возвратиться в то состояние, в каком Он был до воплощения, как ипостасное Слово. Эти слова поразили учеников своей ясностью. Они с особым удовлетворением отметили то, что Господь говорит теперь с ними прямо, не употребляя прикровенной приточной речи, и выразили свою горячую веру в Него, как истинного Мессию. Это была искренняя и глубокая вера, но взор Господа видел несовершенство этой веры, еще не озаренной Духом Святым. Теперь ли веруете? — спрашивает Он; нет, теперешняя ваша вера еще не совершенна, она не выдержит первого же испытания, которому скоро, через несколько часов, должна будет подвергнуться, когда вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного. Все это сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир, чтобы не пали духом в часы предстоящих вам испытаний, помня, что Я предупреждал вас обо всем этом заранее. В духовном общении со Мной вы будете находить необходимое спокойствие духа.

В мире — враждебном Мне и Моему делу, в обществе людей вы скорбны будете, но не теряйте мужества, помня, что Я победил мир, — победил совершением великого дела искупления человечества Своей смертью, победил господствующего в мире духа гордости и злобы Своим смирением и самоунижением даже до смерти, и положил начало превращению этого мира из царства сатаны в Царствие Божие.

Архиеп. Аверкий (Таушев). 



Евангелие святого апостола Иоанна, глава 16, стихи 2-13:


2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
4 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
5 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?
6 Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
9 о грехе, что не веруют в Меня;
10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11 о суде же, что князь мира сего осужден.
12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.



Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна (Ин. 16:2-13)

Ин.16:2. Изгонят вас из синагог;

«Изгонят вас из синагог», отлучат от своих собраний и славных мест и лишат всякого общения. Ибо «сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучат от синагоги» (Ин.9:22).

даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Не только вы будете изгнаны из синагог, но и примете смерть, и смерть поносную, ибо вас будут убивать, как людей вредных, врагов Божиих. И всякий убивающий вас будет так стараться об убиении вас, что «будет думать, что он тем служит Богу», то есть будет думать, что он совершает дело богоугодное и святое.

Ин.16:3. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

Присовокупляет и достаточное утешение. Говорит: «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня». Вы будете страдать за Меня и за Отца, и потому терпите. Ибо «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5:11). Это блаженство да будет вам утешением при воспоминании о нем.

Ин.16:4. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том;

Я сказал вам об этом для того, чтобы вы, когда увидите сбывшимися печальные Мои речи, поверили и прочим. Ибо вам нельзя будет сказать, будто Я, желая обмануть вас, предсказывал вам только приятное; но как, предсказавши печальное, Я не обманул, так и в предсказании о радостном достоин веры. Сказал вместе и для того, чтобы вы не оставались без приготовления, но приготовились бы, помня, что Я сказал Сам об этом, и потому стояли противу скорбей мужественно.

не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

Апостолы, услышав, что с ними случатся такие бедствия, отягчены были сильною печалью. Посему Господь говорит: «О таких скорбях Я не сказывал вам прежде не потому, будто не знал, но потому, что Я был с вами, и вы имели во Мне достаточное убежище, и вся война была воздвигнута против Меня, а вы сами были в совершенной безопасности. Итак, тогда не нужны были такие речи, предуготовляющие и предограждающие вас; но теперь, отходя к Отцу Своему и оставляя вас, Я предуведомляю об этом, чтобы вы обезопасили сами себя.»

Как же Господь сказал, что Он не говорил этого сначала, когда написано, что, призвав двенадцать учеников, Он сказал им: «Поведут вас к правителям и царям»? (Мф.10:18). Хотя Он сказал, что поведут вас к правителям, но еще не сказал, что будут убивать вас, как нечестивцев, людей вредных и врагов Божиих. И иначе. Там сказал, что доведется им терпеть от язычников, а здесь сказывает, что бедствия причинят вам иудеи; ибо изгонят из синагоги, без сомнения, иудеи.

Ин.16:5. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?
Ин.16:6. Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.

«И никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?» Ибо от скорби вы смутились и пришли в исступление; сердца ваши потрясены ожиданием бед.

Ин.16:7. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел;

Но «Я истину говорю вам». Смотри, как Он утешает их. «Сколько, – говорит, – ни скорбите, а Я говорю полезное вам. Вы желаете, чтобы Я всегда был при вас, но это бесполезно для вас. Ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам. Посему, хотя вы желаете Моего присутствия, Я не послушаюсь вас, но лучше изберу полезное для вас, чем исполню вредное для вас желание ваше.»

Так и во всем мы должны поступать: для самих себя и для ближних придумывать полезное, а не приятное. Ибо, если Я не умру за мир и не пойду к Отцу, предав Сам Себя в жертву и умилостивление за грехи мира, то Утешитель не придет. Ибо как Он придет, если вражда не прекратится через умерщвление греха, если Отец не примирится с естеством человеческим?

ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

Что могут сказать здесь македонияне, уменьшающие славу Духа и называющие Его рабом Сына? Какая польза Владыке – отойти, и рабу – прийти? Посему вы, ученики, хотя поскорбите по причине Моего отшествия, но обрадованы будете пришествием Духа, которое доставит вам блага большие и важнейшие.

Примечай, пожалуй, здесь же самовластие Духа и соизволение Сына; ибо в словах «Утешитель приидет» выражается власть Духа, а в словах «Я пошлю Его» – благоволение Сына, согласие, если можно так сказать, на пришествие Утешителя и мановение к тому.

Ин.16:8. И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
Ин.16:9. О грехе, что не веруют в Меня;

Утешитель придет. Какая же от того польза? Он «обличит мир о грехе» и покажет, что они, не веруя, грешат. Ибо, когда увидят, что Дух руками учеников совершает особенные знамения и чудеса, и после того не уверуют: как же они не будут достойны осуждения и не будут повинны в величайшем грехе? Ныне они могут говорить, что Я сын плотника, сын бедной матери, хотя Я и совершаю чудеса. А тогда, когда Дух во имя Мое совершит такие дела, неверие их будет неизвинительно. Итак, Он обличит их «о грехе», то есть покажет, что они согрешили непростительно.

Ин.16:10. О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;

Обличит и «о правде, что Я иду к Отцу Моему», то есть докажет им, что Я, будучи праведен и безукоризнен по жизни, умерщвлен ими несправедливо, и доказательство сего в том, что Я иду к Отцу. Ибо Я не взошел бы к Отцу, если бы не был праведен. Так как они убьют Меня, как безбожника и беззаконника, то Дух докажет им, что Я не таков; ибо, если бы Я был противник Богу и преступник Закона, Я не удостоился бы чести у Бога и Законодателя, и притом чести не временной, но вечной. Ибо слова «и уже не увидите Меня» означают, что Он пребудет вечно у Отца.

Ин.16:11. О суде же, что князь мира сего осужден.

Обличит «о суде, что князь мира сего осужден», то есть что Я праведен и безгрешен, – это Дух докажет еще и тем, что Мною осужден и побежден князь мира сего. Они говорили: «бесы в Нем» (Ин.8:48–52; Ин.10:20); «Он творит чудеса силою веельзевула» (Мф.12:24); «Он обольщает народ» (Ин.7:12). Все это окажется ложным, когда диавол осужден и всем доказано, что он побежден Мною. Ибо Я не смог бы совершить это, если бы не был сильнее его, и не был свободен от всякого греха. Чем же это доказано? Тем, что с пришествием Духа все верующие во Христа попирали князя мира и посмеивались над ним. А отсюда видно, что Христом он осужден гораздо прежде.

Итак, Дух обличит тех, кои не уверовали, как грешников. Ибо вера разрешает от грехов через отпущение их в крещении, а силы Духа, являемые в верующих, в неверующих не обнаруживаются. Отсюда оказывается, что они сосуды злые, скверные и недостойные вместить в себе Духа. И иначе. Дух обличает неверующий мир «о правде», то есть, что тот лишен праведности, кто не верует в Праведника Иисуса, за праведность вознесенного на небеса. Обличает и «осуждает» как ленивого, потому что по уязвлении сатаны он не хотел преодолевать его.

Ин.16:12. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

Выше сказал Господь, что для вас полезнее, чтобы Я пошел. Теперь излагает это пространнее. «Ныне, – говорит, – вы не можете вместить, а когда придет Он, тогда, получив от Него благодатные дары, вы будете наставлены на всякую истину».

Ин.16:13. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину:

Какую же разумеет истину? Ужели познание обо всем? Сам Господь о Себе Самом не возвещал ничего великого, частью для того, чтобы подать образец смиренномудрия, частью по причине немощи слушателей и неблагонамеренности иудеев. Он не вводил явно и отменения законных обрядов, дабы все не сочли Его за противника Богу. А когда пришел Утешитель, тогда уяснилось достоинство Сына; обо всем сообщено истинное и ясное познание; законные обряды взяты от среды и упразднены; мы научены служить Богу в духе и истине; чудесами, совершенными Духом, вера утверждена.

ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит,

Потом, так как Господь о Духе сказал нечто великое, то, чтобы иные не подумали, будто Дух больше Его, если Он наставит на истину, соделает их способными принять многое и великое, чего в присутствии Христа они не могли вместить, чтобы не подумали этого, Он прибавляет «не от Себя говорить будет», то есть Он не будет говорить ничего отличного в сравнении с Моим. Ибо слова «что услышит», означают то, что Он не будет учить ничему, кроме того, чему учил Христос. Как о Самом Себе Господь говорит: «Что Я слышал от Отца, то говорю» (Ин.15:15), и тем выражает не то, будто Он Сам учится, наподобие дитяти, но то, что Он без Отца ничего не знает и ничему не учит: так должно понимать и о Духе. А что Дух не нуждается в научении, слушай, что говорит апостол Павел. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:11). Видишь ли, Святый Дух, как и наш дух, Сам Себя научает. Божество Духа благоразумный узнает и из того, что следует далее.

и будущее возвестит вам.

Ибо говорит «и будущее возвестит вам», а знать будущее преимущественно свойственно Богу. И как для природы человеческой ничто иное так не желательно, как знание будущего, то Господь и этим утешает апостолов. «Столько, – говорит, – Он облагодетельствует вас, что дарует вам и предзнание будущего; а это дарование считается большим всех». И как они должны приготовиться к искушениям, то говорит: «Он приготовит вас к тому, что имеет случиться с вами, чтобы вы по незнанию не пали от неосторожности».



Деяния святых апостолов, Глава 21, стихи 26 - 32:

Взятие под стражу апостола Павла26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.



 

 

Токование на Деяния святых апостолов блаженного Феофилакта Болгарского


26. Тогда Павел поемь мужы оны, наутрие с ними очищся вниде во святилище, возвещая исполнение дней очищения, дондеже принесено бысть за единаго коегождо их приношение.

Остригся Павел и исполнил все иудейские обряды, но не потому, что изменил свое мнение (так как это было бы делом нечистым от порока), а потому, что любовь снисходительна. Возвещая исполнение дней очищения, то есть, объявляя. Сам объявлял о себе.

27. И якоже хотяху седмь дний скончатися, иже от Асии Иудеи видевше его во святилищи, навадиша весь народ, и возложиша нань руце, 28. Вопиюще: мужие исраилстии, помозите: сей есть человек, иже на люди и закон и на место сие всех всюду учит: еще же и еллины введе в церковь, и оскверни святое место сие. 29. Бяху бо видели Трофима ефесянина во граде с ним, егоже мняху яко в церковь ввел есть Павел.

Замечай Божеское устроение. После того, как одни разубедились, другие из опасения, чтобы не разубедились и остальные, нападают на Павла. Беспокойный характер их виден везде.

30. Подвижеся же град весь, и бысть стечение людем: и емше Павла, влечаху его вон из церкве: и абие затворишася двери. 31. Ищущым же им убити его, взыде весть к тысящнику спиры, яко весь возмутися Иерусалим. 32. Он же абие поим воины и сотники, притече на ня. Они же видевше тысящника и воины, престаша бити Павла. 33. Приступль же тысящник ят его, и повеле связати его вериги железными двема: и вопрошаше, кто убо есть, и что есть сотворил. 34. Друзии же ино нечто вопияху в народе: не могий же разумети известное молвы ради, повеле отвести его в полк. 

Влечаху его вон из церкве. Хотели убить его; и тащили из церкви для того, чтобы с большим бесстрашием совершить убийство.



 

 

Слово во вторник 7‑й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

О жизни временной и вечной. 
Но Я истину говорю вам:
 лучше для вас, чтобы Я
 пошел; ибо, если Я не пойду,
 Утешитель не приидет к вам…
(Ин. 16, 7)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В Святом Евангелии, прочитанном сегодня, Господь наш Иисус Христос продолжает утешать апостолов и приуготовлять их к скорой разлуке, а также предупреждает учеников об ожидающих их преследованиях со стороны фарисеев и иудейских властей (см. Ин. 16, 2–13).
Спаситель знает, как трудно им будет оставаться без Него в этом порочном и заблуждающемся мире. За то лишь, что они являются Его учениками, иудеи будут поносить и гнать их, потому что в глазах блюстителей ветхозаветного закона они являются отступниками отеческой веры и, значит, должны быть изгнаны из синагог, объявлены вне закона, что влечет за собой не только всеобщее презрение и осуждение, но и угрозу самой жизни. Ведь отступники считаются у иудейского народа неправедными, а закон гласит, что убить неправедного равносильно принесению жертвы Богу.
Вот почему Господь говорит: Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Иисус Христос предупреждает учеников о грядущем, как бы горько ни звучали Его слова. Сын Божий называет и причину такого враждебного отношения иудеев к апостолам. А причина проста — неверие: Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Сколько учил, проповедовал, вразумлял чудесами Господь наш Иисус Христос иудейский народ, но так мало сердец отозвалось на этот призыв, так мало душ озарилось истинной верой! Ученики же Христовы, познавшие всю сладость Богообщения, возгоревшиеся любовью ко Господу и возродившие в себе духовное существо человека, стали изгоями для общества.
Почему же раньше Господь не говорил ученикам Своим об ожидающих их страданиях? Просто Он Сам был рядом с ними. Но так как теперь Господь удаляется от них, Он предупреждает, что проповедь Евангелия отнюдь не простое и легкое дело, чтобы они были готовы к трудностям и даже страданиям.
Только Сын Божий знает, что ничто не может испугать Его учеников. Ради веры и любви к Нему они готовы перенести любые муки, и даже сама смерть не способна отнять у них это чувство. Да, когда это случится, в сердцах их еще будет жить человеческий страх за свои жизни, но после Воскресения Христова они обретут столь сильную веру, что не только достойно продолжат дело благовестия, но и смогут небоязненно принять мученическую кончину за Христа.
Сын Божий все это знает. Они, ученики Его, пока не ведают содержащейся в них силы. Только одно сейчас волнует, тревожит и беспокоит их — скорая разлука с любимым Учителем. И Господь это понимает: Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. А как по-другому? Для любящего человека нет ничего страшнее и тяжелее, чем расставаться с любимым. Вот в этой печали и пребывали души святых апостолов. Спаситель и Сам скорбел о предстоящем расставании, но, исполняя волю Отца Небесного, поступить иначе не мог. Однако правдой является и то, что, расставаясь с Господом, ученики все-таки по несовершенству любви своей больше жалели себя и не спрашивали Спасителя, что с Ним будет дальше. Их любовь была сильна, но еще эгоистична. Хотя и эти страдания, и эта скорбь понятны Христу, Который любит их совершенной любовью.
Его сердце тоже трепещет и желает утешить дорогих людей: Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не прии-дет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. В словах этих заключена очень важная мысль о единосущии Отца и Сына и Святого Духа. Сын Божий, успокаивая учеников, обещает им Утешителя, Которым является Святой Дух. Но что может утешить, если мы расстаемся с любимым человеком? Только долгожданная и желанная встреча с ним. А что могло утешить апостолов при расставании с Божественным Учителем? Конечно же, возвращение Его Самого. И вот Спаситель говорит об Утешителе, Который способен будет дать им истинное утешение, стало быть, вернет им Господа. Так и произошло в день Пятидесятницы. В Духе Святом апостолы вновь обрели Иисуса Христа, Сына Божия и исполнились волею Бога Отца. Утешитель открыл для них Господа не только как Совершенного Человека, но и как Совершенного Бога. Ранее они этого по человеческой немощи своей просто не могли понять.
Если Святой Дух способен вместить в Себе Сына Божия, значит, Он — Единосущный Богу Отцу и Богу Сыну, и вместе с тем Сам — третье Лицо Пресвятой Троицы. И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден.
Какой мир будет обличать и просвещать Святой Дух? Мир, погрязший в грехе и обмане. Мир, где перепутаны понятия добра и зла. Мир, видящий воочию Сына Божия и не верящий в Него.
Почему иудеи возненавидели Господа нашего Иисуса Христа? Почему кричали: распни! — и приговорили к самой жестокой казни? Разве было в Спасителе и во всей Его жизни что-то, что заслуживало подобного отношения, что служило источником такой дикой ненависти? Нет, конечно. Господь, Сам безгрешный, призывал к искоренению греха, взывал к человеческой совести, призывал людей быть чадами Божиими. Греховность и привязанность к земному не позволили этому миру принять и признать Христа, поверить в Него как в Истинного Мессию, Сына, посланного Отцом.
Утешитель засвидетельствует о правде, связанной с Иисусом Христом. Удаление Господа от людей, возвращение Его к Отцу Небесному непонятно пока даже ученикам Его, которые, безусловно, любят Божественного Учителя и по земной любви своей огорчаются, а не радуются этому удалению. Но Утешитель Дух, снизойдя на апостолов, раскроет им истинное значение этого события, правду о Крестной смерти Спасителя и о преславном Его Воскресении. И они сумеют засвидетельствовать эту правду перед иудейским народом. Пройдет немного времени, и апостол Петр со всей твердостью веры и уверенностью в своих словах возвестит: Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян. 2, 36).
Святой Дух просветит мир о том, что диавол, князь греховного мира, виновник смерти Христовой навеки осужден. В Церкви нет для него места, и он отныне ничего не сможет сделать с верующими во Христа людьми. Господь наш Иисус Христос избавляет нас от коварных сетей врага рода человеческого. И если мы верим в Бога, пребываем в общении с Господом, соделываем душу свою нерукотворным храмом Божиим, то никакие силы зла не способны одолеть нас.
Господь знает, что без благодати Святого Духа ученики Его пока несовершенны, о многом судят с точки зрения земной, а не духовной, поэтому говорит: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Естественно, никакой разумный учитель даже не будет пытаться объяснять ученикам высшую математику, зная, что они не владеют элементарными знаниями арифметики. Когда придет Утешитель, Он явится к апостолам как Дух Истины и насытит их всеми необходимыми знаниями и наставит на всякую истину. Ученики усвоят действительно все учение о Боге, их познания в вере будут совершенны, Святой Дух даст им это. А вот степень восприятия истины будет зависеть от самих апостолов — насколько они смогут в себя вместить, настолько преисполнятся Духом Святым, Который станет их Путеводителем и не от Себя говорить будет, а от Отца Небесного. И тогда, что бы ни случилось, что бы ни произошло в этом мире, даже претерпев все скорби, верные последователи Христа не станут падать духом. Как обещано Господом, Дух Утешитель раскроет им завесу грядущего, будущее возвестит, в котором, по воле Божией, обязательно восторжествует победа добра над злом.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Каждый день нашей жизни по-своему уникален и драгоценен. Мы мало задумываемся над тем, что время жития нашего непрестанно уходит. Человек имеет не много жизней, не две, не три, а только одну. И прошедшее время возвратить невозможно. Минувшее безвозвратно ушло, будущее нам неизвестно. Только Богу открыт тот день, когда мы должны покинуть этот мир. Все это мы знаем, понимаем умом, принимаем душой и сердцем. Так почему же так беспечно растрачиваем мы свою жизнь, почему больше думаем о земном, суетном, а не спешим познать вечное? Разве готовы мы всегда, во всякий час жизни нашей к исходу, к той грани, за которой блаженная вечность?
Мы все куда-то спешим, торопимся. У всех нас столько дел, с человеческой, мирской точки зрения, важных и неотложных. Но если взглянуть на нашу жизнь духовными очами через призму вечности, какими мелкими, ничтожными, недостойными Божиего внимания мы себе покажемся! И дни-то, драгоценные дни земной жизни, данной нам Творцом для покаяния, для молитвы, для духовного делания и совершенствования, для стремления к правде и к спасению, растрачены понапрасну. А между тем, если бы мы об этом хоть немного задумывались, то душа наша пребывала бы в спасительном страхе Божием, ум держал бы память смертную, а плоть скорбела о совершенных грехах. Потому что, какими хотим мы быть при смертном рубеже, какими желаем предстать пред Судом Божиим, такими должны стремиться быть и во все дни жизни нашей. Отсюда вывод: жизнь христианская есть непрестанная скорбь о грехах, искреннее, неустанное покаяние и нелегкий подвиг веры и благочестия.
Кто способен на такое?! Где найти силы одолеть собственную духовную леность, пробудиться от забытья неверия и никому не нужной суеты? Разве не находимся мы в непрестанной борьбе сами с собой — со своими грехами, страстями, пороками, со своим желанием легкой и красивой жизни?! Между тем, как мы слышали сегодня, Господь возвестил ученикам и последователям Своим, что их в мире, на поприще земной жизни, ожидают только скорби и страдания. А разве современным христианам, нам с вами, братья и сестры, легко? Любить Бога и ближних своих и видеть в ответ зачастую ненависть и злобу. Сострадать, творить дела милосердия, нередко встречая упреки. Верить и исповедовать православную веру среди безбожия. Но все-таки, как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), «земная жизнь дана человеку милосердием Творца для того, чтобы человек употребил ее на свое спасение». И, по словам этого же святителя, «время нашей земной жизни бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь». И хотя через многие испытания предстоит нам еще пройти, мы не должны отчаиваться, ведь Господь никогда не оставляет нас без Своей неизреченной помощи, посылая обилие благ земных и духовных. Утешая учеников Своих, Спаситель утешил и нас тем, что всегда пребывает с нами, во все дни нашей жизни, и, самое главное, пребудет с нами и в блаженной вечности, если сподобимся верностью нашей, верою и любовью такого счастья достичь! Не к временной, а к вечной жизни приуготовил нас Бог. И Сын Божий ради того в этот мир пришел, чтобы распахнуть для нас двери вечности, которые затворены были когда-то первородным грехом. Так пусть каждый день нашей жизни станет ступенькой на пути спасения. Задумаемся об этом, чтобы не растрачивать время напрасно. Чтобы вместе со святым апостолом Павлом возвещать себе самому и всему миру: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6, 2). Аминь.
  Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким)

Слово во вторник 7‑й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

 О тщетности компромиссов.

Тогда Павел, взяв тех мужей
 и очистившись  с ними, в 
следующий день вошел в храм 
и объявил окончание дней очищения…
(Деян. 21, 26)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Услышанное сегодня Апостольское чтение переносит нас к тому моменту, когда апостол Павел прибыл в Иерусалим (см. Деян. 21, 26–32). Вчера мы говорили о том, как верный ученик Христов решительно выступил навстречу опасности, даже зная предсказание о себе пророка Агава. Перед Церковью в Иерусалиме встала сложная проблема. Иерусалимские пресвитеры признали дело апостола Павла по обращению язычников деянием Божиим и прославили Бога (Деян. 21, 20). Однако недоброжелатели стали распространять в Иерусалиме слухи о том, что апостол Павел побуждает иудейский народ отказаться от веры и законов предков. Естественно, это не было правдой. Да, Павел не настаивал на том, чтобы и обратившиеся ко Христу язычники следовали иудейскому закону и исполняли обряды, как, например, обрезание. Он понимал, что это могло оттолкнуть от веры новообращенных. Хотя сам Павел всегда уважал обычаи предков и, конечно же, даже не пытался отвратить от них иудеев.
Когда возникла эта проблема, разгорелся спор и начались всяческие нестроения в Церкви. Чтобы оправдать Павла и оградить его от клеветы, придумали способ, доказывающий его приверженность иудейским законам. В иерусалимской христианской общине было четыре человека, давших обет назорей-ства. Этот обет давали лишь те, кто чувствовал в себе силы пойти на многие жизненные лишения в знак благодарности и служения Господу. Считалось, что на них лежит особое благословение Божие. Для обряда очищения следовало в течение тридцати дней не есть мяса и не пить вина, поститься и усердно молиться. Все это время нельзя было стричь волосы. Обычно дававшие обет последние семь дней проводили в храме. После этого следовало принести жертвы: за грехи приносился в жертву однолетний агнец, в ознаменование мира — баран, а также хлебная жертва — корзина опресноков из пшеничной муки. Надо было остричь волосы и сжечь их вместе с жертвой в алтаре. Естественно, все это требовало довольно больших расходов и определенного времени. Считалось Богоугодным делом, если кто-то брал на себя расходы других. В этот раз Павел должен был покрыть не только свои материальные затраты, но и расходы по принесению жертв еще четырех людей. Этим апостол Павел должен был показать клеветникам, что он полностью соблюдает закон.
Естественно, апостол согласился на это, хотя подобный обычай лично для него утратил свое значение. Он пошел на компромисс для того, чтобы вернуть спокойствие своим братьям по Церкви. Это был не признак слабости, а проявление духовной силы и уверенности в правильности выбранного пути.
Все было хорошо и благообразно. Дни очищения заканчивались. Но в это время была Пятидесятница, и в Иерусалим собрались иудеи из разных стран, чтобы помолиться в храме. И здесь недоброжелатели увидели совершавшего обряд очищения апостола Павла. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Иудеи, жившие в Азии (Асии), а именно в Ефесе и его окресностях, знали, какой успех имела в тех местах проповедь апостола Павла. Люди эти были не из числа уверовавших в Господа иудеев, а из тех, которые, несмотря на очевидность происходивших событий, так и не приняли и не признали Сына Божия. От них-то апостол Павел повсюду и терпел гонения, преследуемый их злобой, ненавистью и завистью.
Выкрикивая свое клеветническое обвинение, они, конечно же, искажали суть апостольской проповеди, извращали слова и дела апостола Павла. Говоря во множественном числе об Еллинах, которых апостол Павел ввел в храм, они лгали, для того чтобы придать своим обвинениям большую достоверность. У Павла был друг Трофим, выходец из язычников. Иудеи предполагали, что апостол брал Трофима с собой в храм, что считалось не только грехом, но и серьезным преступлением. Язычники могли входить только во двор язычников, в храм же они не должны были входить. На преграде, отделявшей двор язычников, даже имелась соответствующая предупреждающая надпись: «Никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и стены вокруг храма, и если кто будет застигнут в нарушение этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая следует за это». Закон в отношении язычников был весьма строг, даже римляне позволяли иудеям в этом случае выносить и исполнять смертный приговор. Вот почему асийские иудеи столь яростно ополчились на Павла, обвиняя его в нарушении закона, оскорблении народа и осквернении храма. Их расчет был прост и понятен: если соответствующим образом возбудить толпу, направить, настроить в негативном отношении иудейский народ, то не составит никакого труда быстро и легко физически расправиться с неугодным апостолом, учинив самосуд и убийство. Кто потом будет разбираться?!
Римляне тщательно следили за тем, чтобы при скоплении народа в Иерусалиме не вспыхивали бунты. На северо-западе Иерусалима был расположен дворец Антония. В дни великих праздников в этом дворце обычно располагалась когорта в тысячу воинов. Римское правительство строго требовало соблюдения гражданского порядка. Апостол Павел был на волоске от гибели, когда разъяренная толпа поволокла его из храма. Когда до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился; он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла. Таким образом, Павел был арестован, но этот арест послужил для его же безопасности, потому что ослепленная ненавистью толпа была настроена фанатично и решительно. Так мы можем говорить о том, что в этот раз от гибели Промыслом Божиим апостола Павла спасло беспристрастное римское правосудие.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Какой урок мы можем извлечь для себя из прослушанного сегодня Апостольского чтения? Урок тщетности компромиссов. Желая церковного мира и спокойствия, апостол Павел послушался старейшин христианской общины и совершил обряд очищения. Против своей совести он не пошел, так как чтил законы предков, хотя для него все эти ритуальные действия не имели уже никакого значения. Он согласился на компромисс не ради собственного благополучия или для того, чтобы избежать мучений, а для братьев во Христе, чтобы успокоить других членов Иерусалимской Церкви. Но, посмотрите, как восприняли этот компромисс иудеи? Не в оправдание апостола Павла, а в осуждение его! И для нас случай этот должен служить предостережением.
Апостол Павел уступил мнению руководителей Иерусалимской Церкви по великому послушанию и любви, дабы воцарилось спокойствие. Мы же отступаем от истины по своей греховности, самолюбию, тщеславию и гордыне, поддавшись соблазну и искушению. Мы так научились идти на компромисс со своей совестью, что даже не замечаем всей пагубности подобного пути. Нельзя грешить и одновременно быть угодным Богу! Святитель Василий Великий говорит: «Грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово!» Страшно? Конечно! Почему же мы, столь боящиеся поразить тело свое огнем, не уклоняемся от вечного пламени грядущих адских мук? Ради чего идем на компромиссы сами с собой? Какие могут быть достойные мотивы, чтобы усыпить свою совесть? Нарушаем посты, оправдываясь своей немощностью и недугами. Но вгоняем себя в еще худшую беду — в болезнь души. Поддаемся страстям и искушениям плоти. Только греховные наслаждения очень быстро пресыщаются, приедаются, а далее что? Ничего! Тяжесть и пустота. Прежде чем дальше грешить, идти на компромисс со своей совестью, этим гласом Божиим в человеке, вспомним мудрые слова святителя Иоанна Златоуста, который говорит: «Грехи удаляют нас от Бога и делают врагами Его». Всякий грех есть отступничество, отказ от истины и пути спасения. А потому будем честны и откровенны — нет оправдания никакому искажению правды в угоду греху и человеческим страстям! Никакими «высшими целями» нельзя убелить свою трусость, маловерие, духовную леность и равнодушие. Ни к чему доброму и светлому это не приведет! Ведь всякий грех есть измена Богу, нарушение присяги, данной при Таинстве Святого Крещения, сопротивление святой и благой воле Божией, оскорбление Божественного закона и правды. Будем помнить о том! Аминь.
  Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким)
Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • Святой апостол Матфий
  • 19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
  • 17.06.2019 День Святого Духа. Праздничный молебен в п. Алексеевка
  • Пасхальное послание Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира
  • 19.01.2016 Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Июль 2021 (107)
    Июнь 2021 (46)
    Май 2021 (54)
    Апрель 2021 (65)
    Март 2021 (22)
    Январь 2021 (4)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2018