» » Протоиерей Тихон Лимаров
 
Протоиерей Тихон Лимаров  
На территории Свято-Николаевского кафедрального собора г.Алчевска, за алтарем храма, похоронены два священника: протоиерей Тихон Александрович Лимаров и священник Павел Васильевич Ивашенков. До недавнего времени, кроме немногих отрывочных сведений и скупых дат, о них практически ничего не было известно. Слава Богу, благодарная память потомков и ставшие доступными архивы НКВД дают возможность рассказать о непростом жизненном пути протоиерея Тихона Александровича Лимарова.

Тихон Александрович Лимаров родился 19 мая 1887г. в селе Непхаево Сажновского района Курской губернии (ныне Белгородская обл.) в семье потомственного священника Александра Фомича Лимарова (1834-1904). Отец – почетный гражданин, священник с. Непхаева, слободы Тамаровка (1889-1902), с. Бессоновка (1902-1904) Белгородского уезда. Священническая династия Лимаровых начинается с Петра Савостьяновича Лимарова (1702 г.р.) – священника церкви святого великомученика Дмитрия с. Меловое (Меловой Колодезь) Белгородской епархии Курского наместничества - и насчитывает семь поколений. Из семи детей Александра Фомича и Евлантии Семеновны Лимаровых: Павла, Марии, Антонины, Анны, Митрофана, Василия – Тихон был младшим ребенком. Окончил Белгородское духовное училище (1905) и Курскую духовную семинарию (1910). После окончания семинарии в 1910(11) женился на Смирновой Глафире Яковлевне. Глафира Яковлевна (1891 г.р.) также родом из потомственного духовного сословия: отец – Иаков (Яков) Васильевич Смирнов – священник, мама, Мария Ивановна Булгакова, - дочь протоиерея с. Ново-Черемошное Курской губернии Ивана Булгакова, – окончила женскую гимназию в г. Обоянь и Курское педагогическое училище (1909 г). В семье было четверо детей: Евгений (1913) и Людмила (1919) умерли в младенчестве, Александра (1924) и Анатолий (1926).

С 1911 г. начинается первый период священства Тихона Лимарова, который продолжался до 1929 г. Место службы о. Тихона с 1911 по 1915 гг. не известно, а в 1915 – 1929 гг. он – священник Георгиевской церкви с. Стрелецкое Белгородского уезда. Время службы в Стрелецком совпало со временем тяжелейших испытаний русского народа и Русской Церкви: Первая мировая война, революции 1917 г., гражданская война, григорианский и обновленческий церковные расколы. В 1919 г. Стрелецкое было занято и немецкими войсками, и деникинской белой гвардией. В 1929 г. – в год «великого перелома» был отменен НЭП. Началась принудительная массовая коллективизация, сопровождавшаяся конфискацией имущества; повсеместно закрывали церкви. Не избежала этой участи и семья о. Тихона - хозяйство в с. Стрелецкое было подвергнуто раскулачиванию. Можно предположить, что в это время была закрыта церковь в Стрелецком. Все происшедшие события настолько подорвали здоровье о. Тихона, что в 1929-1930 гг. из-за частичной парализации он физически не мог выполнять функции священника и жил на средства верующих. В 1930 г. семья Лимаровых переезжает в г. Белгород по адресу ул. Красноармейская, д.1. О белгородском периоде 1930-1938 гг. в жизни семьи Лимаровых имеются лишь очень сухие сведения, содержащиеся в уголовном деле…

Тихон Александрович Лимаров был арестован 3 февраля 1938 г. в связи с тем, «что он проводит контрреволюционную работу среди населения». 17 февраля 1938 г. ему было предъявлено обвинение по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР: «Лимаров Т.А. достаточно изобличается в том, что будучи враждебно настроен к политике ВКП (б) и советской власти, состоя с 1917 г. в эсеровской контрреволюционной партии, систематически вел контрреволюционную работу среди населения, возводил разного рода клеветнические измышления по адресу ВКП (б) и советской власти».

Небольшая историческая справка.

Статья 58-10 «Контрреволюционная агитация» была самой применимой на практике статьей Уголовного кодекса РСФСР, по которой привлекались к судебной ответственности духовенство и служители церкви:

Часть 1: «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст.58-2 - 58-9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой - лишение свободы на срок не ниже шести месяцев».

Часть 2: «Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собой - меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса».

В первой части статьи не предусматривалось «высшей меры социальной защиты» – расстрела, но определялись длительные сроки, которые при смягчающих обстоятельствах могли быть снижены до минимального – 6 месяцев со строгой изоляцией и с конфискацией имущества.

Вторая часть содержит ссылку на ст. 58–2, по которой определенные в этой части действия «влекут за собой - высшую меру социальной защиты - расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнание из пределов Союза ССР навсегда, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества».

Я внимательно ознакомился с объемным делом №6759 по обвинению Лимарова Тихона Александровича. Постепенно вживаясь в ход следствия, вникая в допросы свидетелей, жены, показания на очных ставках, понимаешь, с одной стороны, всю нелепость свидетельских показаний, на которых основано обвинение, а с другой стороны, всю серьезность возможных последствий. Но такой ход событий вряд ли кто мог предположить.

14 августа 1939 г. Курский облсуд вынес следующее определение: «Имея в виду, что обвиняемый Лимаров Тихон Александрович проводил контрреволюционные высказывания, связанные с религиозными предрассудками, действия обвиняемого Лимарова должны быть квалифицированы по ст. 58-10 ч.2 УК», и 23 сентября 1939 г. вышло «Постановление о переквалификации статьи обвинения» - привлечь гр. Лимарова Т. А. в качестве обвиняемого по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР – РАССТРЕЛЬНАЯ. Дело направляется на доследование. Опять допросы, очные ставки. И здесь вырисовывается образ о. Тихона, как очень волевого, здравомыслящего человека, имеющего свое собственное мировоззрение, не подверженного никаким агитациям и пропагандам, умеющего трезво оценить ситуацию и выразить свое аргументированное мнение. Нельзя не отметить спокойствие и уверенность его жены Глафиры Яковлевны, ту заботу о муже, которая неявно, но, безусловно, видится в ее поведении на следствии. Все это сказалось на развитии дальнейших событий.

21 апреля 1940 г. выездная сессия Курского облсуда в г. Белгороде, рассмотрев в закрытом судебном заседании дело по обвинению Лимарова Т. А., приговорила: «Лимарова Тихона Александровича по ст. 58-10 ч.2 УК как за недоказанностью состава уголовного преступления по суду считать оправданным, которого освободить из-под стражи с Белгородской тюрьмы». Казалось бы - конец всему тому, что довелось пережить более чем за два года. Но…

19 апреля 1941 г. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР своим определением отменила приговор Курского облсуда от 21 апреля 1940 г., дело направлено на новое рассмотрение, мерой пресечения обвиняемому избрано содержание под стражей. Но этому сбыться было не суждено. Тихон Александрович Лимаров был объявлен во всесоюзный розыск. Больше сведений об этом деле нет.

Сохранились две фотографии: 1942 г., где Тихон Александрович с женой Глафирой, дочерью Александрой и сыном Анатолием, и 1944 г. в том же составе, только о. Тихон с наперсным крестом. Следовательно, где-то в это время начинается второй период священства о. Тихона.

Рассказывает внук о. Тихона (сын Анатолия Тихоновича):

«Точно можно сказать, что дед начал служить в 1944 г. в с. Серебрянка на границе Луганской и Донецкой областей, недалеко от г. Лисичанска. Отец в этом же храме был псаломщиком и регентом. Мы с отцом ездили туда, а где-то в 50-х годах из Серебрянки приезжали к нам в храм певчие и прихожане, тепло вспоминали об о. Тихоне. Но, со слов моей мамы, семья Лимаровых – Тихон Александрович, Глафира Яковлевна, Анатолий и Александра, в Донбассе оказались значительно раньше. Неизвестно, каким образом, во время оккупации (а это где-то конец 1941 – начало 1942 г. ) они уже были в Артемовске. А в Ворошиловск ( ныне Алчевск) приехали в 1946 или 1947 гг. Мои родители здесь познакомились в Свято-Николаевском храме, около двух лет встречались и осенью 1948 г. обвенчались. Мой отец Анатолий Тихонович долго был в храме регентом, а с 60-х годов – диаконом».

14 февраля 2002 г. прокурором Белгородской области утверждено «Заключение в отношении Лимарова Т. А. по материалам уголовного дела арх. № 4322-с»:

«На Лимарова Тихона Александровича распространяется действие ст. ст. 3, 5 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года».



Протоиерей Тихон Лимаров
Протоиерей Тихон Лимаров
Протоиерей Тихон Лимаров

Протоиерей Тихон Лимаров
Протоиерей Тихон Лимаров
Протоиерей Тихон Лимаров

Протоиерей Тихон Лимаров
Протоиерей Тихон Лимаров
Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • Епископ Тихон Жиляков
  • Панихида памяти протоиерея Тихона Александровича Лимарова
  • "Религия - опиум для народа"
  • Вечер памяти Епископа Кременчугского и Лубенского Тихона ( Жилякова )
  • Умер епископ Кременчугский и Лубенский Тихон (Жиляков)


  • Добавление комментария
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent



     
    Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Октябрь 2018 (3)
    Сентябрь 2018 (10)
    Август 2018 (13)
    Июль 2018 (19)
    Июнь 2018 (6)
    Май 2018 (12)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2015