» » Сим Победиши
 
Сим Победиши  
Предваряя интервью, посвященное смыслу и роли креста и крестного знамения, мы решили опубликовать документ, написанный человеком неправославным и некрещеным. Точнее сказать, ТОГДА ЕЩЕ неправославным человеком, который теперь уже принял крещение.

Это документ очень интимный - личное письмо. Автор пишет письмо по дороге, он едет в больницу, где лежит его жена. Письмо - как бы продолжение разговора с нею. А еще - это рассказ о том, как в нелегкий для человека момент в его жизнь неожиданно врывается совершенно новое, ранее неведомое переживание...
Которое словно кирпичик ложится в основание выстраданной человеком прочной любви, - Любви и глубокой Веры.

"Любимая!


Пишу тебе уже третье за день письмо.
Я - в электричке, еду к тебе. Что-то неописуемо странное произошло со мною сегодня, на пути к тебе. И не знаю, сумею ли рассказать внятно.
Весь сегодняшний день я думал и думал о том, что происходит во мне. И в дороге, когда бродил у метро в поисках , чего купить тебе в подарок, тоже думал. Ничего толком не купив, пошел я к остановке троллейбуса - той, что возле собора.
Я пробирался задворками и перед тем как обойти последнее здание, взглянул на собор. Из-за заднего фасада дома были видны только "вершки" - колокольня и купол с башенкой. Все освещалось солнечным светом, а святые, выписанные со всех сторон на стенах башенки, выглядели так несоразмерно крупно, что я тихо и как-то легко засмеялся. Я смеялся и смотрел на эту картину под солнцем. Обычно мне очень страшно бывает смотреть на собор. Он очень огромный, и мне кажется всегда, очень тяжелый. Но в этот момент я поглядел на него прямо, весело и не отводя глаз. И вдруг (я даже не понимаю, как это вышло) моя рука поднялась, и я, продолжая идти, ПЕРЕКРЕСТИЛСЯ!
Я не знаю, почему я пишу об этом так; в этом, собственно, нет не только чуда, но и вообще ничего особенного, если разобраться. Только когда это произошло, меня как будто окатило жгучей волной , и только потом я осознал, ЧТО я делал секунду назад. И потом я перекрестился еще раз, глядя все на собор, на его солнечные голубые стены. И снова был прилив какой-то, волна. Как будто душа открыла какое-то новое окно. Было страшно, но ярко, открыто, вольно душе!..
До сих пор не прошла во мне дрожь от этого переживания. Я сел в троллейбус и, продолжая вспоминать то, что только что сделал, подумал о нас с тобой, о тебе, и еще о матери... Дай Бог нам счастья.
Я люблю тебя.

Твой N.N. "

Крест - основной символ христианства. В прежние времена ребенка с раннего детства учили складывать пальцы и креститься... Теперь многим из нас приходится учиться этому движению в зрелом возрасте. О крестном знамении, таком простом и так много значащем движении руки, рассказывает священник из Петербурга отец Геннадий.

- Скептики говорят: ну что вы креститесь, что вам это дает, просто машете перед собой рукой...
- Действительно, для неверующего это действо, может быть, ничего и не значит. Не так для православного.
Во-первых, крест - это наша защита. Ведь человек пребывает в мире не только физическом, но и духовном. В этом духовном мире мы находимся между двумя полюсами. С одной стороны - сила Божественной любви, с другой - злоба, противодействующая ей, говоря современно-наукообразно, темная отрицательная энергия, в народе же ее называют проще - бесы, нечистая сила. И крест - наша защита от нее.

- Это было "во-первых". А "во-вторых"?
- Во-вторых, а если быть точным, то прежде всего: мы, когда крестимся, ИСПОВЕДУЕМ СВОЮ ВЕРУ. Крестное знамение - это самый краткий символ веры, бессловесный и абсолютно всем доступный.
Вот мы складываем три первых пальца "щепотью", вместе, - это в знак того, что мы верим в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.
Безымянный палец и мизинец твердо прикладываем к ладони, как бы утверждая, что одно из лиц Троицы -Христос, Сын Божий - сходит на землю, чтобы быть нашим Спасителем. Почему именно два пальца? Потому, что Иисус Христос - Бог и человек одновременно.
Далее. Три перста прикладываем ко лбу, затем кладем на живот, на правое и на левое плечо. И в это время говорим "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь", призывая Бога-Троицу.
Наше чело как бы символизирует небеса, чрево - землю, а поперечная перекладина - то, что Святой Дух охватывает все, от края и до края. Бывают и другие объяснения - ведь перед нами ТАЙНА, и познать, вычерпать глубину ее смысла человек никогда не сможет.

- А как складывали пальцы в Древней Руси? Что это означало?
- Обозначало то же самое, что и сейчас, только крестились двумя перстами - указательным и средним - а остальные три складывались вместе. А в первые века христианства крестились и одним пальцем, выражая этим веру в единого Бога среди окружающего языческого многобожия.

- Тем не менее, старообрядцы придавали большое значение тому, как складывать пальцы. Это, действительно, так принципиально?
- Было бы принципиально, если бы искажался смысл, а ведь смысл один и тот же... Обе эти практики достаточно древние. В Древней Руси, до патриарха Никона, перстосложение было двоеперстное. Но в Византии и у православных во всем мире примерно с 13 века укрепилось троеперстие. И, когда в 17 веке встал вопрос о единстве христиан, патриарх Никон пожертвовал формой в пользу всеправославного единства. Сейчас, решением Собора Православной церкви 1972 года, оба перстосложения признаны "равночестными", то есть каждый человек вправе выбрать такое, какое ему нравится.

- Вернемся к вопросу о смысле и роли крестного знамения. Скажем, наши предки - когда и зачем крестились?
- И раньше, и теперь - верующий человек всегда начинал свой день с крестного знамения и, отходя вечером ко сну, тоже осенял себя крестом. С креста начиналось всякое дело, дорога, например. Раньше мать не выпускала ребенка из дому, не перекрестив его. Крестом знаменовали "яствие и питие", то есть еду и питье, которые стояли на столе. Мы сейчас заботимся о гигиене, об экологической чистоте пищи, но забываем, что она должна быть не только чистой, но и благословенной!
Вообще все значимое в жизни должно начинаться с креста. У наших предков это иногда распространялось даже на подпись: она начиналась с креста или заменялась им. И вовсе необязательно по неграмотности - так еще в древности писали даже очень грамотные византийцы. В Византии был обычай: в особо важных документах ставить вместо имени три креста. Поставить такую подпись было более ответственно, чем написать свое имя. Это значило поручиться крестной силой, именем Божиим.

- Надо ли перекреститься, входя в храм?
- Не только входя в храм, но и проходя мимо него - иначе мы выкажем неуважение к храму. Войдя туда, как говорится, по уставу, нужно перекреститься и поклониться три раза, а уходя, повернуться и тоже перекреститься на алтарь.

- А некрещеным?
- От них этого не требуется, но и не запрещается.

- Себя мы крестим справа налево. А другого человека как?
- Тогда крест кладется слева направо. Мы как бы обращаем его от себя.

- Обязательно ли православному носить нательный крест?
- А обязательно ли документу иметь печать? Без печати он недействителен. Так и христианин без креста "недействителен". В древности, например, свидетельств о крещении не выдавали - единственным свидетельством был крест. Это знак нашей веры, та крестная сила, которая с нами. Как же не носить его?
Кстати, НАТЕЛЬНЫЙ крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники).
Раньше в России крест, данный при крещении, хранили всю жизнь, и с ним человека клали в могилу. Так и говорили: "Прожить жизнь от креста до креста" - от крестильного до могильного. Нательный крест не должно снимать никогда.

- Даже в бане?
- Даже в бане. Между прочим, в старину в России были особые банные кресты. Они висели в предбаннике. Человек, входя, надевал деревянный крест и только тогда снимал металлический.

- Зачем же так сложно?

- А вдруг в это самое мгновение он умрет?! Самое страшное для русского человека было умереть без креста!

- Кстати, о крестах на храмах. Одни из них четырехконечные, но есть и иной формы, со скошенной перекладинкой внизу. Что они означают? - Это традиционный православный восьмиконечный крест - вертикаль с тремя перекладинами. Две из них горизонтальные, а третья, нижняя, скошена. Верхняя линия изображает ту надпись, которая была прибита на Голгофском кресте - имя распятого и его вина. Там было написано: "Иисус Назарет, Царь Иудейский". Но на кресте устраивалось еще подножие - потому что человеческие руки неспособны выдержать тяжесть тела. Распятый не висел, а как бы стоял на кресте. Скошенная палочка и означает это подножие.


- Почему она скошена?
- Вместе с Христом были распяты два разбойника. Они оказались по разные стороны от него и в прямом, и в духовном смысле. Один из них хулил Христа, а другой поверил в Него и покаялся, прямо там, на кресте. И Христос сказал раскаявшемуся разбойнику: "Ныне же будешь со мной в раю."

Гак что тот, кого распяли справа от Спасителя, восшел с ним в обители райские, а тот распятый, что слева, нераскаянный, - ниспал в бездну ада. Потому и перекладина скошена - выбирай, с КЕМ ты, КУДА идешь?..

Для любого из нас крест - это распутье. Тут мы останавливаемся перед выбором. Возможны два пути: вверх или вниз. И только от самого человека зависит, каким путем ему двигаться...
Поделиться :
 
Другие новости по теме:

  • Почему я не боюсь смерти
  • Сила крестная
  • Что значит «нести свой крест» и обязательно ли страдать?
  • Моя первая исповедь
  • Алюминиевый крест


  • Новости Православия
    Новости Патриархии
    Новости УПЦ
    Новости Луганской епархии
     
     
    Еженедельное печатное издание. Архив номеров.
    Ссылки на сайты Алчевского благочиния

    Архив
    Октябрь 2018 (3)
    Сентябрь 2018 (10)
    Август 2018 (13)
    Июль 2018 (19)
    Июнь 2018 (6)
    Май 2018 (12)
    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник - обязательна.
    © 2009-2015